Правомерны ли действия инспекторов дпс?

Ни для кого не секрет, что инспектор ГИБДД на дороге должен контролировать движение и проводить проверку документов у автомобилистов.

При этом, должностное лицо может потребовать водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис ОСАГО и бумаги, если перевозится какой-либо груз.

Если с документами все в порядке, то лишних вопросов у сотрудника возникать не должно. После этого он просто отпускает водителя дальше.

Правомерны ли действия инспекторов ДПС?

Наверняка многие сталкивались с ситуациями, когда инспектор ГИБДД начинал вести диалог и с пассажирами. При этом, он начинает выясняет их данные и требует предоставить документ, удостоверяющий личность. Не каждый может ответить, правомерно ли поступает такой сотрудник и есть ли у него основания проверять документы пассажиров.

Права полицейского. Люди, которые садятся на пассажирские сиденья, предполагают, что общаться с сотрудниками ГИБДД должен непосредственно водитель. Это не совсем так. Для начала вспомним, что сотрудник ГИБДД — это полицейский. И его главная обязанность — пресекать любые правонарушения, в том числе, которые затрагивают безопасность дорожного движения.

Правомерны ли действия инспекторов ДПС? Представим ситуацию — на тротуаре произошла драка. Разве мимо проходящий сотрудник ГИБДД не предпримет меры? Конечно, протокол он составлять не будет. Однако, он может на полном праве передать информацию о происходящем ППС. До того, как наряд прибудет на место, он может позаботиться о том, чтобы нарушитель не скрылся с места.Права сотрудников ОВД четко указаны в Федеральном законе «О полиции», а именно в 13 статье. Согласно нему, сотрудник ГИБДД имеет право проводить проверку документов не только у автомобилистов, но и у обычных граждан. Однако, просто так осуществлять это инспектор не может. Проверить документы у пассажира ДПСник может в следующих случаях:

Правомерны ли действия инспекторов ДПС?

  • если имеется ориентировка на лицо, которое нарушило закон;
  • если имеются основания думать, что пассажир объявлен в розыск;
  • если есть признаки совершения административного правонарушения;
  • если есть основания, чтобы задержать пассажира.

А как все это происходит на практике. Самый распространенный штраф в России выписывается за не пристегнутый ремень. Если пассажир пренебрегает требованиями безопасности, то сотрудник ГИБДД имеет полное право потребовать у него документ, удостоверяющий личность и внести данные в бланк.

Очень часто стражи порядка на дороге могут выявлять пассажиров, которые находятся в состоянии наркотического опьянения. Как правило, уже по первым признакам можно сказать, что человек принимал запрещенные препараты. Например, сюда можно отнести расширенные зрачки, ненормальное поведение, покраснение кожи. Если сотрудник ГИБДД обнаружит сомнительные признаки, он может составить протокол для прохождения медицинского освидетельствования. Именно в этом бланке требуется указать паспортные данные. При этом, пассажир не имеет права отказаться от процедуры прохождения. На дороге можно столкнуться с различными ситуациями. Если вдруг вы не уверены в правомерности действий сотрудника ГИБДД, нужно включить камеру и записать все его действия. В любом случае инспектор должен озвучить причину, по которой он требует документы.

Итог. Может ли сотрудник ГИБДД требовать документы у пассажира? На самом деле может в некоторых ситуациях. Для этого должно быть основание, с перечнем которых стоит ознакомиться.

Должен ли инспектор ДПС предъявлять видео нарушения водителю?

Будут ли присутствовать нарушения в действиях инспектора ГИБДД, если при составлении протокола он откажется продемонстрировать водителю видеозапись со служебного регистратора с подтверждением нарушения? Водители считают, что отказ продемонстрировать данную видеозапись трактуется как отсутствие доказательств, а значит — является поводом к отмене протокола. Так ли это на самом деле?

Правомерны ли действия инспекторов ДПС?

Часто инспекторы ГИБДД используют видеофиксацию на дорогах со сложной разметкой или с нелогичной расстановкой дорожных знаков. Это так называемые «рыбные» места, где малоопытные или не местные водители с чаще других нарушают ПДД.

Должен ли инспектор ДПС доказать ваше нарушение?

По закону у инспектора ГИБДД должны быть доказательства правонарушения.

Но если раньше инспекторов чаще «кормила» видеозапись с фиксацией скорости, а сейчас многие из них переключились на «выезд на встречную полосу». Оно и понятно – «встречка» намного «дороже» превышения скорости.

Зачем оформлять копеечные скоростные протоколы, если можно остановить два-три «встречника», продемонстрировать им видеозаписи, и смена удалась?

Подобная распространенная практика привела к тому, что теперь  все большее количество водителей требует от составляющего протокол инспектора, продемонстрировать видеозапись доказательства правонарушения. А если есть запись, но инспектор её не демонстрирует, то и нарушения правил не было, а протокол можно удачно обжаловать.

На самом деле все не совсем так. В соответствии с административной процедурой водитель имеет право с момента составления протокола знакомится с материалами дела, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и давать объяснения.

Инспектор обязан разъяснить суть нарушения водителю. Но ни в одном нормативном акте не упоминается конкретно «видеозапись». Более того, согласно ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу считаются любые данные, в том числе и показания инспектора, которые устанавливают вину водителя.

В судебном заседании или при рассмотрении дела водителя обязаны ознакомить с имеющейся видеозаписью. А вот при составлении протокола возможны варианты.

Если вспомнить, то десять лет назад действовал тот же КоАП, и никто даже близко не упоминал о каком-то видео при оформлении протокола. Ничего существенно не изменилось с тех пор, (кроме штрафов). Рассмотрим случаи с ДТП — опять же никто не просит предъявлять видеозапись своего нарушения.

Чаще всего сотрудники ГИБДД предъявляют видеозапись, чтобы остановить пререкания с водителем, который настаивает на своей правоте и полагают, что делать этого не обязаны.

Но все же…

Если в протоколе упоминается видеозапись как доказательство вины водителя, то в целях ознакомления с материалами дела (а на это он имеет полное право по закону) требования водителя предъявить ее является законным. А вот отказ инспектора — нет.

Сотрудник ДПС, составляющий протокол без ознакомления водителя с материалами дела, нарушает административный процесс. В таком случае есть только один совет водителю — сделать соответствующую запись в протоколе: «с доказательствами по делу инспектор меня ознакомить отказался». Неплохо было бы зафиксировать этот момент на видео или диктофон.

Дело в том, что если не сделать соответствующей отметки, то при рассмотрении дела в суде или на разборе в ГИБДД инспектор заявит, что предлагал вам ознакомится а вы отказались либо что вы не просили об этом.

Вывод

  1. Если видеозапись является доказательством по делу, и это отражено в протоколе, то водитель имеет полное право на ознакомление с ней. Отказ — нарушение прав на ознакомление с материалами дела.

  2. Свои требования в случае отказа обязательно необходимо зафиксировать в письменном виде в протоколе.

  3. Если запись не упоминается в материалах дела, то её официально и нет, а значит инспектор и не должен вам её демонстрировать.

Видео: Нет доказательств — Нет протокола

10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля — Блог МониторингАвто

Правомерны ли действия инспекторов ДПС?

Водители неоднократно сталкиваются с остановкой по требованию инспектора ГИБДД. Ситуация стрессовая и далеко не самая приятная. В такие моменты водитель реагировать может по-разному, особенно если причины остановки не объясняются. Кто-то начинает отшучиваться, кто-то угрожает, а другие, наоборот, молчат и впадают в ступор. Люди часто не знают как реагировать правильно, и этим могут усугубить свое положение практически на пустом месте.

Как не вызвать подозрений своим поведением и не “нарваться” на досмотр машины? Autonews пообщались с юристами и представителями дорожной полиции, и разработали 10 правил, как вести себя с инспекторами ГИБДД.

Не оспаривайте право остановки

У сотрудника полиции есть полное право остановить автомобиль. Возможно, у него появились какие-либо подозрения (например, что водитель в состоянии алкогольного опьянения), или водитель нарушил ПДД, или автомобиль проходит по ориентировке (например, машина скрылась с места ДТП).

Поэтому первое правило: при остановке автомобиля инспектором ГИБДД не спорьте. По крайней мере с первых минут. От того, что вы спорите, вас быстрее не отпустят, а наоборот проявят к вам больший интерес.

Передайте документы

Инспектор ГИБДД имеет законное право потребовать передать документы. Полицейский должен удостовериться, по крайней мере в том, что у вас есть действующие водительские права, и они не поддельные.

Отсюда второе правило, созвучное с первым: если просят передать документы, не вступайте в полемику. Это стандартная процедура.

Попросите документы

После остановки автомобиля инспектор ГИБДД обязан представиться – назвать свою фамилию и занимаемую должность.

Третье правило: Если сотрудник полиции не представился, вы имеете право попросить его предъявить служебное удостоверение.

Выходите по требованию

Инспектор ГИБДД имеет право потребовать водителя выйти из автомобиля, если у него возникло подозрение на счет состояния водителя. Эта мера нужна для того, чтобы убедиться, что водитель находится трезвом состоянии, у него нет нарушения речи и неустойчивости положения.

Четвертое правило: Выходите из автомобиля только по требованию. Самостоятельно проявлять инициативу не нужно, это может быть небезопасно. Общаться с инспектором можно и через окно автомобиля.

Осмотр или досмотр?

Осмотр и досмотр. Два созвучных слова, несущие разный смысл.Пятое правило: уточните, какую процедуру намерен производить полицейский.

Осмотр – это процедура, при которой сотрудник полиции не может проникнуть в салон автомобиля, самостоятельно трогать и доставать вещи. Но важно знать, что во время процедуры осмотра инспектор ГИБДД имеет законное право попросить водителя открыть багажник.

Досмотр – это более детальная процедура, при которой сотрудник полиции уже может извлекать вещи из салона и рассматривать их. При досмотре должны участвовать понятые, в составе, как минимум, 2 человек или должна производиться видеосъемка процесса. По итогу проверки обязательно должен быть составлен протокол досмотра.

Фамильярность – не лучшая тактика

Настоятельная рекомендация правозащитников и юристов – использовать в общении с инспектором “Вы”, а не “ты”. Сами сотрудники ГИБДД обращаются к водителям на “Вы”. Фамильярность в официальном общении недопустима и может вызвать негативную реакцию у инспектора.

Шестое правило: проявите уважение и доброжелательность при общении с сотрудником, обращайтесь к нему на “Вы”. Это способствует меньшему стрессу от процедуры проверки. Фамильярность и грубость могут “вдохновить” инспектора на более пристальное изучение вас и ваших документов. Старайтесь сохранять спокойствие.

Шутить можно, но осторожно

При остановке автомобиля инспектором ГИБДД некоторые водители начинают отшучиваться. Иногда шутки могут привести к дополнительному осмотру, так как сотрудник полиции обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель.

И если вы пошутите “Думаете, у меня заложник в багажнике?”, не удивляйтесь, что инспектор ГИБДД попросит открыть багажник для осмотра. Он обязан удостовериться, что там ничего нет.

А шутить про алкоголь приведет к процедуре освидетельствования.

Седьмое правило: Юмор допускается, но прибегать к нему нежелательно. Лучше проявлять остроумие в неформальных беседах.

Читайте также:  У меня умерла мама, нужно ли сообщать об этом в ЕИРЦ?

Видеосъемка сотрудника без оснований

Да, видеосъемка сотрудника полиции законом не запрещается. Но стоит помнить и о человеческом факторе. Камера перед лицом автоинспектора доброжелательному общению не способствует, а лишь вызывает негативную реакцию.

Восьмое правило: снимайте автоинспектора и его действия только при необходимости. Например, если нужно зафиксировать дорожную обстановку или противоправные действия сотрудника ГИБДД.

Улыбайтесь, вас снимают

Девятое правило: при общении с автоинспектором помните, что это может фиксироваться на видеорегистратор.

Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса.

Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни.

Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

“Звонок другу” – не аргумент

Заветные слова “да ты знаешь, кто я/мой друг/сват/начальник” – прямой путь к острому конфликту.

По словам самих инспекторов дорожной полиции, большая часть спорных случаев на дороге сопровождается угрозами водителей позвонить “кому надо”.

Как правило, к этому приему прибегают те, кто свою виновность осознает. Помимо повышения градуса агрессии в разговоре, угрозы еще и не помогают избежать наказания.

Десятое правило: не стоит угрожать сотрудникам ГИБДД своей должностью или влиятельными знакомыми/друзьями/родственниками.

Остановил сотрудник ДПС ГИБДД

Правомерны ли действия инспекторов ДПС?

Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим.

Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».

Внимание!

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.

2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.

2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа.

Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров.

Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому.

Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось.

Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

  • Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
  • Ссылки на статьи:
  • Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?

В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?

Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.

Основаниями к остановке являются:

  1. установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;

  2. наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;

  3. наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;

  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

  5. необходимость привлечения водителя в качестве понятого;

  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;

  7. необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);

  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

  9. проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

  10. проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

 

Остановка сотрудником ДПС ГИБДД

Требование об остановке транспортного средства инспектор ГИБДД может подать с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленной на транспортное средство, при этом может применяться жезл или красный диск со световозвращателем. Дополнительно для привлечения внимания водителя инспектор может воспользоваться свистком, а также «мигалкой» и специальными звуковыми сигналами.

При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД, если он подает сигналы об остановке, должен указать место остановки (п. 65 Регламента).

Сотрудник ДПС не вправе останавливать автомобиль на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (например, на трамвайных путях, на эстакадах, мостах, путепроводах, в тоннелях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и др. местах).

Исключением могут быть случаи, когда такая остановка связана, например, с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения и др. чрезвычайных случаях (п.

66 Регламента).

Примите к сведению!

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет административную ответственность по ст. 12.25 КоАП РФ. В настоящий момент (29/09.2017 года) наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб.

Остановил сотрудник ГИБДД, права и обязанности водителя

Наконец добрались до сути, которая указана в названии статьи. И так, остановка состоялась, вас остановил ГАИшник. Какие у водителя есть права и обязанности в случае остановки транспортного средства?

Остановив автомобиль, сотрудник должен незамедлительно подойти к нему. Вы имеете право не выходить из машины и вести разговор с инспектором через приоткрытое окно. Работник ГИБДД должен представиться — назвать свою должность, звание и фамилию. Если инспектор не представился – попросите его сделать это.

После этого он обязан сообщить причину и цель вашей остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, если вы привлекаетесь в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор должен разъяснить вам права и обязанности, предусмотренные законом (п. п.

20, 67 Регламента).

Если инспектор не назвал причину остановки, спросите его об этом.

Если в ответ инспектор говорит, что причина остановки – проверка документов, то можете спросить его, почему он нарушает пункт 63 Административного регламента. Как правило, этим все и заканчивается, инспектор желает вам счастливого пути.

Однако бывают случаи, когда инспектор неадекватно реагирует на такое замечание и, повышая тон, требует передать документы.

В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Предъявил, хорошо. Перепишите данные удостоверения, имеете на это полное право. Эти данные могут пригодиться при возникновении конфликтной ситуации и дальнейшем написании жалобы.

Если все же попался «упертый» инспектор и даже после напоминания о его обязанностях он не предъявляет вам удостоверение, или, если он вытащил и сразу убрал удостоверение в карман, не дав вам ознакомиться с содержанием удостоверения и записать данные, то предупредив его, звоните по номеру службы доверия (номер должен быть нанесен на патрульный автомобиль) или единому номеру МВД – «102», экстренной службы – «112» либо по номеру телефона управления собственной безопасности (телефоны горячей линии службы доверия МВД, а также ГУСБ России и УСБ по Московской области найдете в конце статьи).

Читайте также:  Правомерен ли арест пенсии по старости?

По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

Помните, что водитель вправе фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств, при этом инспектор не вправе препятствовать этому.

В некоторых случаях законодательство предусматривает запрет на ведение видео- и аудиозаписи. О существовании такого запрета инспектор должен сообщить водителю.

Также надо помнить, что инспектор ДПС также имеет право снимать на видео или производить аудиозапись (п. п. 24, 25 Регламента).

Пунктом 70 Регламента установлено, что у инспектора ГИБДД есть вправо предложить водителю выйти из автомобиля. Именно предложить, но никак не требовать.

Так у сотрудника ДПС появляется право озвучить такую просьбу:

  • — в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • — при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • — для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
  • — для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
  • — когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • — когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;
  1. В каких случаях просьба работника ДПС выйти из машины может стать обязанностью водителя, узнаете из одной из следующих статей, здесь эту тему затрагивать не буду, но если в вкратце, то такая обязанность может наступить в отдельных случаях после составления определенного протокола.
  2. И так, помимо просьбы выйти из машины инспектор также вправе предложить переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:
  3. — нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  4. — нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;
  5. Кроме того инспектор вправе предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Водитель вправе потребовать у инспектора ДПС ГИБДД сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан сообщить водителю такие сведения (абз. 4 п. 23 Регламента).

Также водитель вправе потребовать у инспектора ГИБДД разъяснить порядок обжалования его действий, а инспектор обязан это сделать, так как это предусмотрено абз. 2 п. 23 Регламента.

  • Еще раз напомню, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесен номер телефона доверия, по которому вы можете позвонить, если возникла такая необходимость.
  • Как и обещал, публикую действующие на момент написания статьи номера телефонов, которыми можно воспользоваться в случаях нарушения сотрудниками ДПС прав водителей, а также противоправных действий сотрудников полиции.
  • Горячая линия МВД России – по вопросам нарушения законности сотрудниками Телефон доверия:
  • Управление ГИБДД ГУ МВД России по Московской области

(495) 692-70-66 Дежурная часть: 8(495) 688-81-71 8(499) 763-11-83 8(495) 688-64-10

  1. Бесплатная горячая линия МВД России:
  2. «Горячая линия МВД России» для обращения граждан по вопросам нарушения их прав и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел:
  3. Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России)

8-800-222-74-47; 8(495)667-74-47;Адрес: 107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2 Телефон дежурного офицера для получения информации по компетенции подразделений собственной безопасности и разъяснения порядка обращения в ГУСБ МВД России: 8(495)667-07-30

Управление собственной безопасности по Московской области

Адрес: 125009, г. Москва, ул. Никитский переулок, д. 3 8(499)317-24-66

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Ссылка на статью

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки.

Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму.

Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет».

Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь.

Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности.

В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем.

Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД.

Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту.

Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно.

Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка.

Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Имеет ли право инспектор ДПС отказать в оформлении аварии

Сделать дело самостоятельно, то есть, без вызова стражей закона позволяет европротокол. Напомним, что он оформляется непосредственно водителями при следующих условиях: в аварии участвовало только два транспортных средства, нет потерпевших, повреждены только участвовавшие в аварии ТС, оба водителя вписаны в действующие полисы ОСАГО, по предварительной оценке, нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты и оба водителя согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.

Если согласия между участниками касательно произошедшего не достигнуто, то в этом случае к оформлению привлекаются гаишники, и в данном случае отказать они не могут.

Особо стоит отметить, что якобы возможности «договориться на месте» с другими участником или участниками события, согласно закону, не существует – уезжать с места аварии, не оформив европротокол или не обратившись в ГИБДД, нельзя.

В противном случае минимальный ущерб, который стороны решили по старинке не фиксировать, обернется большими проблемами – если одному из участников ДТП вдруг приспичит вызвать инспекторов, то «скрывшемуся» грозит суровая санкция, согласно части 2 КоАП 12.

27: » Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток».

А вот другая ситуация: водитель не справился с управлением на скользкой дороге и ударился об бордюр. Внешние повреждения минимальны, но налицо «травмы» подвески.

Дежурный на другом конце провода может велеть вам оформить ДТП самостоятельно и не тратить время экипажей.

Кстати, народная молва гласит об историях, когда приехавшие служивые и вовсе не считали такой инцидент дорожно-транспортным происшествием. Правомерно ли это?

Для начала обратимся к формулировке ДТП, прописанной в пункте 1.

2 Правил дорожного движения: «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Помятый бампер и поврежденные рычаги подвески – это ущерб, полученный в процессе движения по проезжей части. Значит, ДТП!

«Если вам не нужно получать компенсацию от страховой, а бордюр не пострадал, то происшествие можете не оформлять», – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов.

Но очевидно, что в подобной ситуации потребуется документальная фиксация произошедшего и отказать вам могут на стадии звонка дежурному, поскольку инцидент достаточно мелкий. «ИДПС руководствуются пунктом 2.6.1 Правил.

В нем указаны случаи, когда на месте авария с помощью ДПС оформляется, когда самостоятельно, а когда водителям нужно проехать на пост ДПС или в дежурную часть», – напоминает Сергей Смирнов.

Приводим этот самый пункт:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия».

Таким образом, следует быть готовым к тому, что дежурный предложит вам оформить не слишком значительное происшествие самостоятельно. Главное не забывать, что в дальнейшем все равно придется явиться в отделение ГИБДД для финализации процесса оформления документов.

Читайте также:  Правомерен ли отказ в перерасчете услуг водоснабжения?

Как вести разговор с инспектором ГИБДД

Итак, сотрудник ГИБДД сделал взмах жезлом. Внимательно следите за его действиями, смотрите за тем, указал-ли он именно на Ваш автомобиль. Распространенная ошибка автомобилистов — остановка своего транспортного средства по каждому взмаху жезла, причем сразу большой группы машин.

Если сотрудник автотранспортной инспекции явно не указал именно на Ваш автомобиль, Вы можете проезжать дальше, но посматривайте в зеркло заднего вида, возможно сотрудники будут «махать» Вам вслед.

Остановиться нужно в любом случае, так как если вы не остановили автомобиль, то вы совершили правонарушение.

Нарушили ли Вы правила дорожного движения или нет, вы обязаны остановить транспортное средство. Для этого нужно прижаться к обочине, а перед этим включить правый поворотник.

Многие после сигнала инспектора начинают волноваться, включать совсем другой поворотник, чем в дальнейшем могут заслужить дополнительный штраф.

Волнение — это ваш враг, если вы будете волноваться, то сотруднику ГИБДД будет намного легче вас оштрафовать независимо от того, правильно вы ехали или нет.

Если инспектору ДПС вдруг стало одиноко и тоскливо на вверенном ему посту, при этом из общего потока автомобилей он выбрал именно Ваше транспортное средство для проверки документов, он обязан подать сигнал об остановке и указать место остановки автомобиля (п. 65 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа от 500 до 800 рублей (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Материалы текущего раздела

Остановив автомобиль, водитель имеет право не выходить из него и вести разговор с инспектором через открытое окно своего автомобиля. Однако, (на основании пп. «а» п. 70 Регламента) сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
    (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Инспектор при обращении к водителю должен представиться – назвать свою должность, звание и фамилию.

Затем сообщить причину и цель остановки автомобиля (напоминаю о том, что одиночество и тоска сотрудника ДПС ни в коем случае не может являться причиной остановки ТС), далее инспектор излагает требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов (п. п. 20, 67 Регламента).

п. 20 Регламента «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения».

п.

67 Регламента «Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

По требованию водителя инспектор обязан предъявить в развернутом виде, не выпуская из рук, служебное удостоверение (абзац 5 пункта 20 Регламента). Эти данные могут Вам пригодиться, если возникает какая-либо конфликтная ситуация.

Также по требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица (абзац 4 пункта 23 Регламента).

Важно!

Водитель может вести видео- и звукозапись, если это не запрещено законодательством, при этом инспектор не должен препятствовать использованию такой аппаратуры.

В случае существования на ведение видео и звукозаписи инспектор должен сообщить об этом водителю, осуществляющему запись.

Следует помнить, что инспектор ДПС также имеет право использовать видео- и аудио – аппаратуру (п. п. 24, 25 Регламента).

«Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру»

п. 24 Регламента

Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись»

п. 25 Регламента

По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий

абзац 2 пункта 23 Регламента

Уважаемые автолюбители, в случае возникновения нестандартных ситуаций помните, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесены телефоны доверия, которыми Вы можете воспользоваться.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 15 октября 2020 г.

Что запрещено сотруднику ГИБДД?

Любой автомобилист должен уметь защищать себя от возможных неправомерных действий со стороны инспекторов ГИБДД. Единственный способ здесь – повышение юридической грамотности.

  1. Нарушения при остановке машины
  2. Процессуальные ошибки

Если не все, то многие водители привыкли доверять профессионализму блюстителей порядка с жезлами. Между тем не каждый из них на «отлично» знает содержание статей 12 и 13 Федерального Закона «О полиции». Эти разделы нормы включают исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел. 

Нарушения при остановке машины

Согласно Административному регламенту сотрудники ДПС не могут без причин тормозить транспортные средства.

Это делается только в рамках проведения какого-либо рейда или при наличии ориентировки (например, когда разыскивается автомобиль, владелец которого причастен к преступлению).

Поэтому полицейский, подавший сигнал об остановке, обязан разъяснить, чем вызвана данная необходимость. Многие инспекторы пренебрегают этим, а водители стесняются или не считают нужным задавать вопросы. А зря: это их законное право.

При обращении к человеку «гаишник» должен озвучить свое звание, а также сообщить должность и фамилию.

Если сотрудник ГИБДД, не сделав этого, сразу начинает требовать документы, он нарушает и права сидящего за рулем, и свои должностные обязанности.

По желанию гражданина инспектор ДПС обязан предъявлять свое служебное удостоверение. Отказ со стороны представителя органов власти – грубое несоблюдение статьи 5 Федерального Закона «О полиции».

Некоторые «гаишники», проверив наличие прав и бумаг на машину, просят открыть багажник. Кто-то требует показать огнетушитель или аптечку, кто-то напрямую говорит, что хочет визуально исследовать содержимое отсека.

Необходимо знать, что сотрудники ДПС не имеют полномочий совершать подобные действия “просто так”. Это расценивается как досмотр, для которого должны возникнуть веские основания.

Процедура возможна только в присутствии двух понятых.

Наличие предусмотренных законом приспособлений подтверждается диагностической картой. Достаточно предъявить ее, сказав, что автомобиль оборудован всем необходимым. Настояв на своем, полицейский нарушит требования статьи 27.9 КоАП РФ.

Неправомерным является и указание пройти в патрульную машину для оформления правонарушения. Согласно Административному регламенту это делается на том месте, где было остановлено транспортное средство.

Исключением могут быть лишь случаи применения к гражданину задержания или необходимость медицинского обследования на опьянение. Необязательно даже открывать дверь: достаточно просто опустить стекло.

Для обращения к сидящему за рулем инспектор обязан подойти к автомобилю с водительской стороны.

Источник: Комсомольская правда.

Процессуальные ошибки

Самый распространенный должностной проступок – невручение копии какого-либо документа. Это может быть протокол об административном правонарушении, о направлении на врачебное освидетельствование, об отстранении от управления автомобилем.

Иногда сотрудники ГИБДД «забывают» отдать водителю копию постановления о назначении штрафа или вынесении предупреждения. В последнем случае многие полицейские просто не считают нужным этого делать: ведь реквизиты для оплаты человеку не требуются.

Такое бездействие – прямое основание для подачи жалобы.

Перед тем, как начать оформление любого документа, сотрудник ДПС обязан разъяснить автовладельцу его права. Также он должен ознакомить водителя со статьями, на основании которых он собирается совершить то или иное процессуальное действие. Только после этого полицейский может предложить гражданину расписаться в графе о том, что вся необходимая информация до него доведена.

Инспекторы ГИБДД, следующие этим правилам – большая редкость. Многие лишь молча проставляют «галочки» в протоколе, а затем передают водителю бланк и ручку. Бездумно ставить подписи не следует. Необходимо требовать, чтобы представитель власти разъяснил назначение каждой графы.

Некоторые сотрудники ДПС заполняют документы частично, собираясь внести оставшуюся информацию потом. Расписываться в таком протоколе категорически нельзя, даже если совсем нет времени на ожидание.

Со стороны инспектора ГИБДД подобные действия – грубейшее нарушение закона, за которое ему может грозить строгое дисциплинарное взыскание.

Стоит напомнить об этом полицейскому, если он упрямо настаивает на своем.

Сотрудникам органов внутренних дел законом предписано быть культурными и вежливыми при общении с гражданами. Если стражи порядка грубы и бестактны, позволяют себе нецензурные высказывания, стоит включить диктофон или видеокамеру в мобильном устройстве. Отдельные полицейские пытаются прикрыть руками нагрудный знак, чтобы его номер не попал в кадр. Делать это инспекторам также запрещено.

Жалоба на неправомерные действия блюстителей порядка подается в суд или прокуратуру. Грамотный полицейский знает, как вести себя с людьми, чтобы в отношении него этого не сделали. А тот, кто заслужил дисциплинарное наказание, почти наверняка его получит.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *