Транспортная компания требует доплату за перевозку в связи с неточным указанием расстояния

Транспортная компания требует доплату за перевозку в связи с неточным указанием расстояния Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.

Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!

Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.

С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.

Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст.

797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007).

Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.

Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.

Когда можно предъявить претензию перевозчику?

По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:

  • задержка в доставке груза транспортной компанией;
  • утрата груза;
  • недостача груза;
  • повреждение груза.

Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.

На какое возмещение можно претендовать?

Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):

  • стоимости утраченного или недостающего груза;
  • суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
  • объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.

Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).

Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).

В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.

Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:

Как зафиксировать нарушение и написать претензию?

Транспортная компания требует доплату за перевозку в связи с неточным указанием расстояния

Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):

  • дату и место составления;
  • ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
  • подписи сторон.

Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):

  • дату и место составления;
  • ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
  • наименование, адрес транспортной компании;
  • описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
  • перечень приложений;
  • ФИО и должность лица, подписавшего претензию

Транспортная компания требует доплату за перевозку в связи с неточным указанием расстояния

Образец претензии в транспортную компанию

претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

К претензии обязательно нужно приложить:

  • копию транспортной накладной;
  • копию акта;
  • копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).

Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава).

С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст.

40 Устава).

Куда написать жалобу на транспортную компанию?

Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.

Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:

  1. Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
  2. Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.

Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:

  • он может быть подан в суд по месту жительства истца;
  • при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.

В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!

Читайте также:  Правомерно ли изъятие авто приставами в отсутствие хозяина дома?
Транспортная компания требует доплату за перевозку в связи с неточным указанием расстояния Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Не платят за перевозку? Как удержать груз по закону и без последствий – Автомобильные грузоперевозки – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Если грузовладелец не оплачивает услуги перевозчика, последний может удержать его груз до полного погашения задолженности. Но есть нюансы, о которых необходимо знать, чтобы удержание не признали неправомерным.

Оказание возмездных услуг очевидно предполагает оплату таких услуг. Однако на практике не все заказчики оплачивают услуги перевозчиков и экспедиторов в оговоренный срок по различным причинам. Не желая утрачивать партнерские отношения с заказчиками, экспедиторы и перевозчики продолжают перевозить грузы «в долг», наращивая дебиторскую задолженность.

Действующим законодательством предусмотрена возможность удержания имущества должника в качестве гаранта оплаты оказанных, но не оплаченных услуг. Такое право есть и у перевозчика, и у экспедитора, но с некоторыми особенностями. О существовании такого права в теории известно всем участникам процесса, но с практикой возникают сложности.

Во-первых, желая удержать груз в счет оплаты услуг, необходимо определиться с характером сложившихся между сторонами правоотношений, а именно кто перед нами – экспедитор или перевозчик.

Экспедитор вправе удержать груз в случае, если это право прямо предусмотрено договором, а перевозчик наделяется такой возможностью в случае отсутствия в договоре соответствующего запрета.

Иными словами, если в договоре перевозки установлен запрет на удержание, а в договоре транспортной экспедиции прямо не указано, что экспедитор вправе удержать груз – удержание будет неправомерно, а действия перевозчика и экспедитора могут быть квалифицированы по ряду статей кодекса об административных правонарушениях или уголовного кодекса.

Во-вторых, удержание груза возможно только в счет оплаты уже возникшего обязательства.

Как это ни странно, в судебной практике довольно часто встречаются случаи, когда груз удерживается в счет оплаты перевозки, обязательство по оплате, которой на момент удержания еще не наступило.

Нельзя удерживать груз в счет оплаты перевозки, заключенной на условиях пост оплаты, так как обязательство заказчика оплатить возникнет только после выполнения ряда условий, как минимум – по факту передачи груза уполномоченному лицу в месте назначения.

Транспортная компания требует доплату за перевозку в связи с неточным указанием расстояния
donwork.ru

В-третьих, не рекомендуется удерживать грузы, не принадлежащие должнику. В случае, если владелец не задолжал перевозчику, то удержание его груза вероятнее всего будет расценено судом неправомерным. 

Для удержания имущества необходимо чтобы это имущество принадлежало должнику на праве, которое позволяет им распоряжаться по своему усмотрению (на праве собственности, например).

 

Вероятность того, что удержание возымеет нужное действие на должника, не являющегося владельцем, конечно есть (в ситуации, когда груз удерживает фактический перевозчик, а претензии по факту утраты груза предъявляются грузовладельцем к экспедитору, состоящему с ним в договорных отношениях) задолженность будет погашена, груз доставлен и ситуация разрешится вполне мирным путем.

Но в обратной ситуации перевозчик не будет иметь прав на реализацию фактически чужого имущества, зато может оказаться ответчиком по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

По факту удержания груза необходимо уведомить грузовладельца о месте хранения груза, факте и основаниях удержания.

В противном случае у собственника будут все основания считать груз утраченным по истечению максимально возможного срока доставки, предусмотренного договором или действующим законодательством (статья 14 УАТ).

Не стоит забывать и о соразмерности задолженности и удержанного имущества, а также о сроках годности, условиях хранения такого имущества. Механизм удержания направлен на стимуляцию погашения существующей задолженности, но не стоит злоупотреблять своими правами и помнить об обязанностях и добросовестности.

В случае, если в результате действий перевозчика имущество будет испорчено (например, по причине истечения срока годности, о котором перевозчику было достоверно известно), ответственность за такую порчу будет нести перевозчик – соответствующие прецеденты в судебной практике имеются.

Принимая решение об удержании груза, рекомендуется получить консультацию у квалифицированного специалиста, который поможет скоординировать действия и не допустить ошибок.

Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике.

В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, мы оказываем услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика.

Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций, возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.

© ООО «НАСА» — Независимое агентство сюрвея и аджастинга

Пп вс рф от 26.06.2018 г. № 26 "о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции.

Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов.

Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки

Тонкости оплаты перевозки груза

Есть и другая, противоположная ситуация — после выполнения перевозки клиенту поступает электронное письмо или просто SMS с просьбой произвести оплату другому юридическому лицу или предпринимателю. Заказчик оплачивает, а через некоторое время перевозчик, с которым заключен договор, спрашивает: “Когда будет оплата?”. Другая разновидность оплаты не тому лицу — перечисление денег с карты на карту.

В этой статье будут разобраны именно эти ситуации, ведь важно не только оплатить, но и оплатить надлежащему кредитору. Кредитору, в свою очередь, важно получить оплату с “правильного” должника.

Получение оплаты от третьего лица

Многие перевозчики, получив оплату за перевозку, пусть и от третьего лица, считают, что на этом все закончилось и больше нет причин волноваться. Однако же, причины есть. Дело в том, что обязанности по договору возникают исключительно у сторон этого договора. Для третьих лиц никаких обязанностей нет и быть не может (ст. 308 Гражданского кодекса РФ).

Читайте также:  Украсть своего ребенка

Действующим законодательством предусмотрено, что кредитор обязан принять исполнение обязательства от третьего лица, если должником такая обязанность возложена на третье лицо, либо допущена просрочка его исполнения (ст. 313 ГК РФ). При этом, исполняя обязанности по оплате долга, третье лицо либо должник обязаны каким-то образом указать, что оплата производится за другое лицо (должника). Это можно сделать, например, так:

  • максимально точно указать в платежном поручении назначение платежа, позволяющим однозначно отождествить его с должником и тем обязательством, за которое производится оплата. Например: “Оплата перевозки груза по маршруту г. Москва — г. Нижний Новгород по заявке от 01.01.2020 года № 5; за ООО “МегаЛогистик”;
  • направить кредитору сопроводительное письмо, в котором указать, что обязательство по оплате исполнено третьим лицом с указанием не только наименования, но и хотя бы одного идентифицирующего реквизита (ИНН, ОГРН).

Можно заранее оговорить, что оплата будет произведена от третьего лица.

Например, в графе “Условия оплаты” заявки указать: “Оплата будет произведена в полном объеме третьим лицом — ООО “ЛогистикЛэнд”, ИНН 001234567”.

Перевозчик, подписывая такую заявку, соглашается с тем, что обязательство по оплате возлагается должником на третье лицо и в силу закона обязан принять такое исполнение (ч. 1 ст. 313 ГК РФ).

Важное примечание: если оплата по заявке не будет произведена, то перевозчик вправе требовать оплату от должника (заказчика), а не от третьего лица, указанного в заявке.

Чем грозит получение оплаты от третьего лица без надлежащего уведомления о том, что она была произведена за должника?

Если коротко, то потерей этих денег плюс взысканием процентов за пользование чужими средствами. Процесс по возврату средств происходит в порядке ст. 1102 ГК РФ (обязанность возвратить неосновательное обогащение), начисление процентов происходит в порядке статьей 1107 и 395 ГК РФ. В ст.

1107 ГК РФ под моментом, с которого начисляются проценты за пользование денежными средствами, понимается время, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Таким временем, в частности, следует считать представление приобретателю банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета.

Вариант с инициированием возврата уплаченных за перевозку денежных средств возможен в силу разных сроков исковой давности.

Для споров, вытекающих из договора перевозки или транспортной экспедиции этот срок является специальным и составляет 1 год, в то время как для исков о взыскании неосновательного обогащения применяется общий срок исковой давности, составляющий 3 года.

Это значит, что если требование о возврате неосновательного обогащения поступит перевозчику через полтора года после оплаты, у перевозчика не будет возможности в судебном порядке взыскать долг у надлежащего должника.

Такие схемы (по крайней мере в настоящее время) не получили широкого распространения у мошенников. Это объясняется тем, что для мошенников не приемлема игра “в долгую”, их цель — быстро получить максимум денег и залечь на дно.

Однако же, нельзя скидывать со счетов, что директор компании-экспедитора, у которой дела идут совсем не важно, решит поправить пошатнувшееся финансовое положение таким образом.

А если компания, производившая оплаты по долгам третьих лиц, будет проходить процедуру банкротства, конкурсный управляющий однозначно оспорит все эти сделки в суде — это его прямая обязанность.

Оплата на другие банковские реквизиты

Здесь мошенники работают гораздо активнее.

Схема в основном одна и та же: после выполнения перевозки на электронную почту заказчика поступает электронное письмо (иногда просто текстовое, иногда в виде скана с печатью и подписью), в котором перевозчик просит либо оплатить долг другому лицу, либо отправить оплату на карту. Эти письма составляются с использованием техник социальной инженерии, поэтому на них периодически клюют и отправляют оплату на новые реквизиты или карту.

Мне сложно судить кто это делает — мошенники, взламывающие электронные адреса, либо сами перевозчики, решившие таким образом увеличить доходность бизнеса.

Доказать факт мошенничества в таком случае затруднительно, особенно, если мошенник обладает хотя бы элементарными представлениями об идентификации в Интернете и знает как подменить IP и MAC адреса.

Суммы в таких случаях обычно невелики, уголовные дела по таким событиям возбуждаются относительно редко (кроме того, само по себе возбуждение уголовного дела не означает его раскрытия).

Я неоднократно участвовал в судах по таким спорам и во всех случаях побеждал — суд обязывал заказчика, оплатившего третьему лицу, произвести оплату надлежащему кредитору, то есть тому, с кем был заключен договор. Одно из таких дел вошло в обзор судебной практики Верховного Суда РФ.

Дело № А66-6400/2019

Оплата с карты на карту

Не часто, но встречающееся в заявках условие о том, что оплата будет произведена на банковскую карту, грозит неприятностями и должнику, и получателю.

Риск должника (заказчика перевозки): если заказчиком перевозки, в соответствии с договором, является юридическое лицо, то обязанность по оплате возникает именно у этого юридического лица. Оплата с карты физического лица другому физическому лицу (особенно если перевозчиком по договору также является юридическое лицо) не означает, что обязанность по оплате услуг исполнена.

В этом случае у заказчика возникает риск получения требования об оплате долга за оказанные услуги по перевозке груза.

Риск получателя платежа (перевозчика): держатель банковской карты — отправитель платежа — вправе потребовать возврата средств в порядке ст. 1102 ГК РФ и процентов за пользование чужими средствами. Срок исковой давности по таким требованиям — 3 года. Потребовать задолженность у заказчика в судебном порядке перевозчик вправе только в течение 1 года (плюс 1 месяц).

Чтобы избежать этих рисков в договоре (заявке) необходимо предусмотреть условие о том, что оплата производится переводом с карты на карту, указать номера, реквизиты и держателей карт отправителя и получателя.

При отправлении и получении платежа следует сверить соответственно получателя и отправителя средств.

Не лишним будет уточнить адрес регистрации получателя платежа, чтобы, в случае непредвиденных обстоятельств, иметь возможность оперативно обратиться с требованием о возврате неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.

При этом необходимо учитывать два момента:

  1. Все договоры банков с держателями карт предусматривают запрет вести предпринимательскую деятельность посредством банковских карт. Если банк узнает об этом, карта будет заблокирована, а для получения остатка средств придется являться в отделение банка-эмитента и давать объяснения по поводу происхождения средств на карте и целей их расходования по ранее проведенным операциям.Банк может получить сведения из любого источника. Например, о нарушении могут сообщить ваши конкуренты.
  2. При большом количестве переводов с карты на карту, особенно разным получателям, в различные регионы и тем более за рубеж, вы можете попасть под действие 115-ФЗ (антиотмывочный закон). В этом случае ваши счета во всех кредитных организациях будут заблокированы. Увлекательные многодневные беседы с сотрудниками банка, нотариальное заверение всех имеющихся уставных документов, предоставление договоров и первичных документов по каждой операции — вот неполный перечень ожидающих вас приключений.

Оплата водителю на погрузке или на выгрузке

Отходящий в прошлое, но еще встречающийся способ оплаты перевозок — наличкой в руки водителю. Единственный риск (сейчас не рассматриваем налоговые риски — это слишком обширная тема), который может возникнуть — обвинение в том, что водителю не дали обещанные деньги, и, как следствие, требование оплаты задолженности.

Этот риск легко нивелируется выдачей расходного кассового ордера (РКО) либо получением (отбором) расписки в получении средств с собственноручной записью водителя о том, что он (ФИО, установочные данные) получил определенную сумму за выполнение перевозки по конкретному маршруту. Учтите, что правильнее использовать РКО.

Обратите внимание, что покидание водителем места погрузки или разгрузки, где ему, согласно договора, должны выдать деньги, не является доказательством или признаком получения средств. Аналогично отсутствие заявления водителя в полицию или (реальный случай) службу безопасности торгово-рыночного комплекса также не означает, что деньги водителем были получены.

Читайте также:  С каким долгом не выпускают из рф за границу?

Дело № А72-9345/2019

Помните, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ “О бухгалтерском учете” каждый факт хозяйственной деятельности должен быть оформлен учетным документом.

При переходе спора в судебную плоскость суд обязательно потребует предоставить письменное доказательство передачи водителю денежных средств в оговоренном количестве.

При отсутствии такого доказательства шансов на благополучный исход рассмотрения дела немного.

Оплата горюче-смазочными и расходными материалам

Такой способ оплаты грузоперевозок требует особого согласования и оформления. Если вы решили расплатиться с перевозчиком топливом или, например, автошинами и перевозчик не против такой формы оплаты, обратитесь к юристу для подготовки соответствующего дополнительного соглашения к договору.

В одностороннем порядке изменить порядок оплаты нельзя (ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ).

Любое предложение должно быть одобрено кредитором (перевозчиком), оформлено с соблюдением требований законодательства, и лишь после этого исполнено.

Нарушение порядка изменения оплаты услуг по перевозке грузов (как и оплаты любых других товаров или услуг) сопряжено с риском повторной оплаты, но уже в порядке, согласованным сторонами в договоре или заявке — деньгами.

В качестве примера можно привести дело № А56-101301/2019. Выдержки из судебного решения приведены ниже.

Причиной понесения дополнительных расходов ответчика (заказчика) стала элементарная экономия на юристе, который помог бы оформить новый порядок оплаты оказанных услуг надлежащим образом. Это еще раз демонстрирует — лучше платить своему юристу, чем чужому.

Необходимо сохранять доказательства выполнения перевозок

Обязанность хранить первичные документы не менее пяти лет установлена статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Это еще одна причина, по которой перевозчику и экспедитору следует сохранять транспортные накладные.

Итоги

  1. Pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться). Это касается всего, о чем договорились стороны, в том числе, и способов оплаты.
  2. Если по каким-то причинам необходимо изменить способ оплаты или плательщика, проконсультируйтесь с юристом. Много времени это не займет, зато может сэкономить ваши деньги.
  3. Все соглашения должны заключаться в письменной форме. Устные договоренности (за редким исключением) не могут быть доказаны в суде.
  4. Обязательно храните транспортные накладные, подтверждающие выполнение перевозок в течение минимум 3 лет. Хранить можно подлинники, копии или скан-копии.

Грузоперевозки: 4 случая, когда перевозчик рискует потерять деньги

???? Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках.

Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли.

Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

???? Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

— Обзора судебной практики от 20.12.2017

— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018

1. Потеря груза 

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017. 

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26. 

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза 

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ. 

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта. 

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1  Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

  1. Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

  2. Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

  3. Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях. 

  4. Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя. 

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон.

При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика.

Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Статья: как оформить договор перевозки грузов

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф.

Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст.

35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Статья: как оформить путевой лист для водителя

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику. 

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *