Правомерны ли действия сотрудников прокуратуры?

Правомерны ли действия сотрудников прокуратуры?

Мы все привыкли, что органы прокуратуры надзирают за законом, то есть, обладают особым статусом. Однако и там работают те же граждане России, которые не все и не всегда отличаются выскоким профессионализмом и высокими моральными качествами. Ведь в эти структуры попасть «с улицы» практически невозможно, соответственно, туда попадают в основном либо по знакомству, либо получают должности «по наследству», как и во многих других отраслях.

Недавно на форуме появилась тема про административную ответственность Прокуроров, насколько возможно привлечь к ответственности представителей этого органа в связи с исполнением, вернее, неисполнением, ими своих должностных полномочий.

Ветеран нашего форума Джули поделилась, что практически не нашла судебной практики по привлечению прокуроров к административной ответственности именно за нарушения в выполнении своих служебных обязанностей.

Ею было направлено обращение с просьбой о привлечении к административной ответственности прокурора района, ненадлежащим образом (по ее мнению) исполнявшего свои обязанности, а именно: отказ в приеме обращения при свидетелях, отказ в записи на прием, перенаправление без проведения каких-либо проверок заявлений в те органы, на которые она жаловались.

Но на момент написания этой статьи дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ не было возбуждено, был получен отказ в его возбуждении. Джули собиралась его обжаловать в областную прокуратуру. Как говорится, все равны перед законом, но некоторые ровнее.

Кстати, в письменном отказе указано, что Джули все врет и придумала все факты нарушений, да и не было такого никто не отказывался ее принимать, как и не отказывали в приеме заявления, и права ее не нарушались, прокуратура все сделала по закону. Там же указано, что субъектом правонарушения по ст. 5.

59 КоАП РФ Прокуроры не являются, а их могут привлечь только к дисциплинарной ответственности со ссылкой на мнение Генеральной прокуратуры. Не удивляет даже почему-то, да?

В статье 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.

1992 № 2202-1 (далее — Закон о прокуратуре) в пункте 1 указано, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

То есть, никакого иного органа для Прокуратуры, которое проверяет факты правонарушения, кроме самих органов Прокуратуры, в законе не установлено.

Кстати, в той же статье по поводу уголовных преступлений сказано, что проверку сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности.

За время отстранения от должности прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

То есть, следствие длиться может годами, а прокурор, знай себе, получает денежное вознаграждение за все время следствия, кстати, за наш с вами счет… Удобный такой закон для прокуроров…

В пункте 2 статьи 42 указывается на то, что не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Но вернемся к административной ответственности Прокурора. Органы прокуратуры проводят проверку в отношении своих прокуроров сами.

Наверное, все знают, что обращение в вышестоящий орган ГИБДД, налоговый орган и иные госструктуры редко когда подтверждают вину нижестоящего органа и его неправомерные действия, то есть, в абсолютном большинстве отказные.

Но для обжалования таких отказов у нас есть право на обращение в суд или в те же органы прокуратуры.

Получается, что для прокуроров такого третьего «независимого» органа, где можно обжаловать отказ — не существует, если только Президенту написать. Но прокуроров много, а Президент один. Славно, сами себя проверили, нарушений не нашли (как обычно), дали отписку и давай, до свидания… и все, никаких последствий, как бы ни работал прокурор, что мы и увидели в ситуации у Джули.

Пунктом 2 ст. 1.

4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Эта норма касается случаев, когда прокурора привлекают к ответственности за какие-либо «земные» составы административных правонарушений (нарушение ПДД, например). Но думается почему-то, что такой практики тоже найдется совсем немного… Много кто из вас слышал о таких случаях? Вот то-то и оно…

Кстати, интересно, что в Конституции РФ нормы о прокуратуре изложены в одном разделе со нормами, касающимися судебной власти. Но, исходя из статьи 1 Закона о Прокуратуре, государственным органом прокуратура не является, назначение на должность прокуроров (кроме прокуроров районов и городов) производится Президентом РФ, а прокуроров городов и районов — Генеральным прокурором РФ.

То есть, ее нельзя отнести ни к органам исполнительной, ни к органам законодательной, ни к органам судебной власти. Такой вот особый орган власти, для которого за ненадлежащее выполнение своей работы не существует административной ответственности — состава правонарушения в КоАП РФ.

В статье 41.7 Закона о прокуратуре установлены виды и основания дисциплинарной ответственности прокуроров. Порядок проведения проверок прокуроров регламентирован в Приказе Генпрокуратуры России от 18.04.2008 № 70 «О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (далее — Приказ 70).

В пункте 1 Приказа 70 указано, что при получении сообщений о правонарушениях, совершенных прокурорами, строго руководствоваться положениями статьи 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о том, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

В пункте 2 упоминается, что проверке подлежат сообщения и о фактах административных правонарушений, нарушения присяги Прокурора и иных проступков, совершенных прокурорами. Решением ВС РФ от 4 августа 2015 г. № АКПИ15-690 этот пункт Приказа 70 был признан законным.

В своем решении суд указал: «В связи с этим не может быть признано обоснованным утверждение заявителя о том, что оспариваемое положение противоречит статье 1.

4 КоАП, предусматривающей, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

…Пункт 2 Приказа в полной мере соответствуют указанным требованиям законодательных актов и, вопреки утверждению заявителя, не позволяет во внесудебном порядке признавать прокурорского работника виновным в совершении административного правонарушения и определять ему вид наказания, поскольку не регулирует данные отношения.

Вопросы направления подлинника постановления и материалов проверки в соответствующий суд для решения вопроса о применении мер административного воздействия в случае возбуждения за проступок, порочащий честь прокурорского работника, административного производства урегулированы пунктом 14 Приказа, который уже являлся предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации и решением от 12 марта 2014 г. № АКПИ14-77 был признан соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу».

Кстати, в пункте 14 Приказа 70 предусмотрено, что Генеральный прокурор РФ, его первый заместитель и заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции вправе привлечь к дисциплинарной ответственности виновного прокурорского работника за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.

В случае возбуждения за проступок, порочащий честь прокурорского работника, административного производства подлинник постановления и материалы проверки направлять в суд по месту совершения правонарушения для решения вопроса о применении мер административного воздействия.

Очень обтекаемые фразы в Приказе. А много ли кто находил вообще случаев привлечения прокурорских работников к административной ответственности вообще? Я нашла очень мало и то, лишь по ссылкам на них в статьях СПС Консультант Плюс. И то, там, в основном, описываются случаи признания таких постановлений незаконными.

Таким образом, можно сказать, что принцип «равенства перед законом», установленный в пункте 1 ст. 1.4 КоАП РФ в производстве по делам об административных правонарушениях, применяется с оговорками, установленными в пункте 2 этой же статьи.

То есть, прокурорские работники (и остальные перечисленные в пункте 2 категории) совсем не равны обычным людям при привлечении их к административной ответственности… Да и составов административного правонарушения конкретно для них в связи с ненадлежащим исполнением их своих обязанностей в КоАП РФ не предусмотрено.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис «Тестирование». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ.Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания. 

Вопрос прокурору — Прокуратура города Москвы

Правомерны ли действия сотрудников полиции, составивших административный протокол на мужчину, который курил на лестничной клетке возле своей квартиры?

Читайте также:  Сможет ли лишенный родительских прав отец потребовать алименты от ребенка, если погасит долг?

Мой коллега по работе является «курильщиком со стажем».

На прошлой неделе он как всегда курил на лестничной клетке возле своей квартиры, как вдруг подошли сотрудники полиции и забрали в отделение для составления административного протокола. Там он узнал, что наряд полиции вызвали соседи.

Правомерны ли действия сотрудников полиции в таком случае? Где запрещено курение?

Отвечает прокурор Северного административного округа г. Москвы  Константин Константинович  Кремнев.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

  • 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
  • 2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
  • 3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  • 4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
  • 5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
  • 6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
  • 7) в помещениях социальных служб;
  • 8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • 9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
  • 10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • 11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
  • 12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
  • 13) на автозаправочных станциях.
  • Кроме того, на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
  • 1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  • 2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Действия сотрудников полиции правомерны, так как согласно ст. 6.

24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 рублей до 3 000 рублей в зависимости от места совершения административного правонарушения.

​​​​​​​

Заключения, жалобы, иски: один день из жизни прокурора — новости Право.ру

Илья Алексеевич* закончил юридический колледж, затем очное отделение одного из ведущих юрвузов страны, и вот уже семь лет работает помощником городского прокурора. Сейчас в его обязанности входит участие в гражданских и административных процессах.

В судах помощник прокурора имеет те же процессуальные права, что и прокурор: подает заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, России, ее субъектов и мунобразований, а также вступает в процесс для дачи заключения по определенным категориям дел (ст. 45 ГПК).

Большая часть рабочего дня Ильи Алексеевича проходит в районном суде. 

Рабочие обязанности

Дела, по которым прокурор должен дать заключение, поступают регулярно, за год их набирается порядка 400 штук, говорит он. Чаще всего это выселения, лишения родительских прав, взыскания вреда – полный перечень установлен законом. Прокурор изучает каждое дело, чтобы затем во время процесса высказать свою точку зрения по спору.

«Заявить, «что я оставляю принятие решения на усмотрение суда», не получится – за такое могут наказать», – отмечает Илья Алексеевич. Заключение, которое высказал на процессе, оформляется письменно и сдается курирующему прокурору. «Если суд принял решение, которое противоречит моему заключению, я готовлю апелляционное представление и подаю его в вышестоящую инстанцию.

Считаю, что незаконное решение суда надо отменять в любом случае, даже если стороны им довольны. Обычно я честно предупреждаю суд и участников процесса об обжаловании. Как-то даже поспорил с судьей на шоколадку, что вышестоящая инстанция отменит решение, и выиграл», – рассказал прокурор.

После вынесения решения он получает его копию и формирует надзорное производство – папку, в которой подшиты все документы по делу. Надзорные производства хранятся в канцелярии прокуратуры.

В этом сюжете

Заявления, подаваемые в суд самим прокурором, чаще всего рождаются из жалоб граждан и прокурорских проверок. «Например, к нам недавно обратился пенсионер, чью квартиру затопили соседи. В силу возраста он сам не может подать иск и выступить в суде, и мы взяли это на себя.

Или мы проводили очередную проверку, в ходе которой выяснилось, что несколько лет назад администрация города бесплатно предоставила участок гражданину из другого региона, который якобы является инвалидом, но ничем это не подтвердил.

Естественно, мы подали иск о признании решения администрации незаконным, его отмене и возврате участка», – рассказал Илья Алексеевич. Таких исков около 200 в год. По словам прокурора, это примерно в два с половиной раза меньше, чем было два года назад.

«Сейчас от нас требуют, чтобы перед обращением в суд был проведен весь комплекс по урегулированию спора: направлено предостережение, внесено представление, рассмотрено административное дело о невыполнении законных требований прокурора (ст. 17.7 КоАП). Из-за этого произошло такое резкое снижение.

Это очень правильно: не гнаться за «палками», не изводить бумагу, не плодить десятки одинаковых заявлений, чтобы увеличить статистику и создать видимость работы», – считает Илья Алексеевич. 

По таким делам прокурор не только выступает в суде, получает решение, формирует надзорное производство, пишет и подает апелляционное представление (если судья отказал в иске), но и контролирует фактическое исполнение.

«Раз в две недели я хожу в ССП и проверяю работу по нашим делам. Сначала не очень получалось, но я подкупил приставов тем, что не стремился по каждому нарушению принимать меры реагирования. Наоборот, всегда давал время на исправление ошибок. Постепенно отношения наладились.

Теперь за исполнение наших решений я спокоен», – сообщил прокурор.

«За мной закреплено только одно направление – обеспечение участия прокурора в административном и гражданском процессах. Думаю, это редкость, поскольку многие мои коллеги из других районов осуществляют сразу несколько надзоров. Зато такое разделение труда даёт хорошие результаты. Например, наша прокуратура входит в число лидеров по качеству работы».

Прокурор также минимум 4 часа в неделю ведет прием граждан («Бывает, никто не приходит, а бывает, что по 10 человек собирается»), рассматривает поступающие к нему жалобы («Мне отписывают только административные жалобы и жалобы на исполнительное производство, всего порядка 20 штук в месяц»), читает лекции по правовому просвещению в учреждениях и СМИ («У каждого сотрудника должно быть по два выступления в месяц») и выполняет задания вышестоящей прокуратуры («Это около трёх докладных и отчетов каждый месяц»).

Рабочий день 

Сегодня у Ильи Алексеевича 15 процессов. «Вообще, это довольно много. В среднем у меня по 7–10 гражданских дел в день, из них примерно по 4–6 нужно дать заключение и по 3–4 я выступаю в качестве истца. В пятницу судов, как правило, нет», – рассказывает он. Первое дело назначено на 09:00, следующее – уже на 09:05.

Мы бегаем из кабинета в кабинет, предупреждая секретарей, где и во сколько у нас заседание. «Обычно судьи идут навстречу и не начинают процесс, зная, что я в это время нахожусь на рассмотрении в соседнем кабинете. Хотя за семь лет работы бывало, что слушания проходили без меня.

Руководитель не считает совпадение времени уважительной причиной, приходится каждый раз писать объяснительные», – рассказывает Илья Алексеевич.

В перерывах прокурор получает копии решений (как правило, по делам, рассмотренным 3–4 месяца назад – другие еще не готовы), а заодно и повестки на участие в новых делах для дачи прокурорского заключения.

Несколько раз слышатся просьбы судей принести флешку с исковым заявлением. Спрашиваю, просят ли проекты решений. «Раньше просили, но я сразу определил для себя, что не буду делать чужую работу.

Иск – пожалуйста, а вот решение пишите сами», – отрезал прокурор.

Из 15 назначенных дел только два были рассмотрены по существу и еще одно оставлено без рассмотрения, остальные отложены. Многие процессы начинаются позже, из-за чего все расписание сдвигается по времени. Тем не менее, к 14:50 все судебные дела заканчиваются, и мы отправляемся в прокуратуру – большое современное здание по соседству.

Читайте также:  Постановка на учёт авто на транзитах с просроченным договором купли продажи

Во второй половине дня у прокурора прием граждан. Возле кабинета уже ждет заявитель – женщина средних лет. Она рассказывает, что увидела по «Восьмому каналу» выступление экстрасенса Елизаветы, которая обещала помочь наладить здоровье.

После звонка экстрасенсу женщина перевела 19 000 руб., с ней провели ритуал, однако целительница рекомендовала еще купить магический кристалл за 120 000 руб. – иначе болезни снова вернутся.

Тут клиентка заподозрила неладное и решила посоветоваться с сотрудником прокуратуры. Илья Алексеевич объявил, что очевидны признаки мошенничества, но женщина отказывалась в это верить: «Елизавета была так убедительна, она не могла обмануть меня!».

Прокурор практически заставил написать обращение, принял его и перенаправил в полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

Интересуюсь, часто ли заявители и стороны процесса благодарят за работу. «Например, если я даю заключение о согласии на усыновление или необходимость взыскания компенсации вреда, благодарят. А если прошу выселить или лишить родительских прав – ругают, обвиняют в некомпетентности, жалуются руководителю», – рассказал прокурор.

Спрашиваю про зарплаты: «У сотрудников прокуратуры оклад 12 000–15 000 руб. в месяц, всё остальное – премии, доплаты, надбавки. Во время кризиса в 2014–2015 годах нам снизили все эти выплаты, начали чаще депремировать, некоторых сократили за счет объединения прокуратур. Но к 2016 году все нормализовалось. Сейчас я получаю порядка 60 000 руб.

в месяц».

«Мне очень нравится моя работа. Это такой азарт – выйти на след нарушения, разобраться в нем, устранить. Я получаю удовольствие от самого процесса. Если при этом я кому-то помог, то всё не зря».

После приема заявителя прокурор занялся формированием надзорных производств, рассмотрением жалоб и составлением письменных заключений. На изучение дел, назначенных на завтра, осталось не больше часа.

«К некоторым процессам можно подготовиться и за 10 минут, а на другие уходит несколько часов.

Больше всего времени занимают споры о восстановлении на работе и возмещении вреда здоровью – по ним я всегда ищу, до чего докопаться», – отмечает прокурор. 

«Я лет пять потратил на то, чтобы четко выстроить свою работу. И у меня получилось! Сейчас я уже практически не задерживаюсь после шести вечера. Исключения бывают во время выборов, сдачи отчетов или из-за срочного задания вышестоящей прокуратуры.

А вот в первые годы заночевать в кабинете было привычным делом, раньше девяти я домой вообще не уходил», – вспоминает прокурор.

После окончания вуза его поставили осуществлять надзор за несовершеннолетними: «Было очень сложно: опыта еще нет, работы много, функционал разнообразный: и рассмотрение обращений граждан, и проверки учебных заведений, и административные жалобы, и уголовные дела».

Как раз в тот период Илья Алексеевич получил свое первое дисциплинарное взыскание: «Во время рассмотрения уголовного дела я заявил ходатайство об освобождении от ответственности в связи с изменением обстановки. Судья его отклонила и вынесла оправдательный приговор.

Поскольку я не отказался от обвинения, пришлось написать массу объяснительных, спецдонесений, докладных, мне объявили замечание, заставили сдать тестирование на знания УК и УПК, депремировали, снизили надбавки за сложность и напряженность. Особенно забавно, что из-за этого я потерял за год порядка 60 000 руб. – это больше той суммы, из-за неуплаты которой и было возбуждено это уголовное дело». 

За семь лет Илья Алексеевич сменил три направления работы, вырос из юриста 3 класса до юриста 1 класса (от лейтенанта до капитана), но в должности так и не продвинулся.

«Мне несколько раз предлагали перейти в вышестоящую прокуратуру, но руководитель намекнул, что не хотел бы меня отпускать.

На самом деле у меня нет какого-то сильного желания расти в этой системе, я просто получаю удовольствие от работы».

* – имя и отчество изменены редакцией.

Статьи — Слабости прокуратуры или почему не стоит бояться прокурорской проверки

Эту небольшую статью я решила написать в помощь моим клиентам-предпринимателям (и не только им), попавшим в поле зрения наших доблестных органов прокуратуры.

В первую очередь обозначу основные принципы поведения, которых нужно придерживаться в общении с прокурорскими работниками.

  1. Улыбайтесь, будьте приветливыми даже если вам не отвечают взаимностью. Тем самым вы вызываете к себе доверие или снисхождение и притупляете бдительность проверяющих. Не идите на открытый конфликт, ни в коем случае, даже если абсолютно убеждены в своей правоте.
  2. В общении с прокурорами не цепляйтесь за формальности, их это бесит и злит.
  3. Не рассказывайте о себе и о своем предприятии ничего лишнего. Просто отвечайте на вопросы и ничего больше. Более того, лучше всего назначить конкретного сотрудника (наиболее умного и адекватного), можно нескольких, которые будут общаться с прокурорами, принимать и исполнять их запросы. Другим же работникам необходимо указать на то, что всё общение с проверяющими должно происходить через определённого вами человека.

Это необходимо для того, чтобы сотрудники вашей организации ненароком не сообщили прокурорам о других возможных нарушениях на предприятии, так как закон позволяет прокурорским работникам при обнаружении признаков любого другого правонарушения, не входящего в предмет их проверки, принять соответствующие меры.

Например, к вам пришли проверять соблюдение противопожарных требований, ну или налоговое законодательство, и в разговоре с техническим персоналом прокуроры выясняют, что заработная плата работника выплачивается один раз в месяц, в то время как по общему правилу, закрепленному в Трудовом кодексе РФ, выплачиваться она должна 2 раза в месяц, если иное не оговорено в трудовом договоре с человеком. В результате вам дополнительно «прилетит» штраф за нарушение трудового законодательства, несмотря на то, что проверять пришли совсем иное.

Фиксируем. Основные принципа поведения в ходе прокурорской проверки:

  • улыбаемся и киваем;
  • не надо умничать, цепляясь за формальности, и указывать прокурорам в чем они правы или нет (это при необходимости надо будет делать потом в письменном виде);
  • не болтаем и назначаем конкретных людей, ответственных за коммуникацию с проверяющими.

Конечно, соблюдение данных принципов может ударить по вашему самолюбию, но это, на мой взгляд, лучше чем по кошельку. В противном случае после одной проверки могут последовать еще несколько, а количество выявленных у вас нарушений и сумма наложенных штрафов вырастут многократно.

Не забывайте, что в силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе потребовать от любого контролирующего органа организовать в отношении вашей организации любую проверку при наличии оснований.

Ну а возникновение таких оснований, как вы понимаете, дело техники. Мне, к примеру, рассказывали случаи, когда при необходимости прокуроры сами писали себе жалобы на действия конкретных лиц, чтоб появились законные основания выйти с проверкой.

Напугала, да? Не бойтесь, всё не так страшно. Об этом пойдет речь дальше.

Теперь о том, что может грозить по итогам прокурорской проверки.

Законом предусмотрены следующие меры реагирования, которые могут быть приняты прокурором:

  • предостережение;
  • протест;
  • представление;
  • иск в суд;
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Мной перечислены меры реагирования в порядке возрастания их значимости (скажем так «болезненности») для вас и вашей организации.

Предостережение. Это документ, который вам вручается лично, либо высылается по почте, в котором вы предупреждаетесь о том, что нельзя нарушать закон и если его всё же нарушить, понесёте за это ответственность. Страшно? Вот и я думаю что нет! Об этом и так всем известно. Вам просто сказали, что если сделаете то-то и то-то – будете наказаны.

Ещё нюанс. Предостережения могут объявлять публично, под камеру – не пугайтесь, просто в силу внутренних приказов прокуроры обязаны взаимодействовать со средствами массовой информации и выполнять свою работу гласно. На вас же это никаких обязательств не накладывает, кроме указания в самом предостережении на недопустимость нарушать закон.

Протест. Вы получаете его тогда, когда какой-нибудь локальный правовой акт организации (попросту приказ или распоряжение директора, например) не отвечает требованиям законодательства. Всё к чему вас обязывает здесь закон – это рассмотреть этот проест в 10-дневный срок, после чего сразу же в письменной форме сообщить прокурору, его внесшему, о результатах. И всё!

Закон даже не обязывает обжаловать протест, если вы с ним не согласны. Вы просто в течение 10 дней с момента его поступления пишите в прокуратуру ответ, где соглашаетесь либо нет с высказанными претензиями.

Более того, в случае несогласия вы даже не обязаны его обосновывать, хотя я настоятельно рекомендую всегда мотивировать свою позицию.

В противном случае это воспринимается как акт неуважения к государственным институтам в лице прокуратуры (см. начало данной статьи).

Так что бояться тут, как вы понимаете, тоже нечего.

Представление. Этот документ зачастую аккумулирует в себе все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки и содержит требование об их устранении.

Закон гласит в этом случае, что представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в месячный срок.

Читайте также:  Северный проезд при увольнении

Остановимся поподробнее на этом акте прокурорского реагирования. Первое, что здесь необходимо отметить так это то, что закон обязывает вас рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений (причин и условий) и сообщить о результатах прокурору в письменной форме в течение месяца. Всё!!! Никаких других обязательств не возлагается.

Второе, закон только декларирует, что необходимо принять конкретные меры, а какие именно – решать вам!

Также встречается, когда нарушения носят неустранимый характер – тогда просто констатируете это в ответе прокурору.

В части устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, рекомендую под протокол провести совещание с подчиненными работниками, где демонстративно им указать на неукоснительное соблюдение требований законодательства в ходе осуществления своей деятельности и недопустимость нарушения законов впредь. Формулировку можете взять прямо отсюда. В случае наличия филиальной сети в компании можно обойтись рассылкой соответствующих писем с подобным содержанием.

На практике кто-то даже организовывает соответствующие семинары с работниками, мероприятия по правовому просвещению, различные тренинги, разрабатывает методички или руководящие указания. Это не обязательно, но и не помешает при наличии. Опять же решать вам.

Следующий момент касается рассмотрения представления с участием сотрудника прокуратуры. и необходимости привлечения ваших работников к дисциплинарной или иной ответственности (например, депремирование). Почти всегда эти требования излагаются в тексте представления.

С одной стороны закон прямо не обязывает вас приглашать на рассмотрение представления прокурора, однако, в силу п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.

2007 № 195 прокурорские работники должны непременно принимать участие в таких рассмотрениях своих актов реагирования. В противном случае их наказывают. Поэтому, если не хотите обострения отношений с прокуратурой, лучше пригласить и заформализовать этот процесс.

В любом случае ничего нового вам не предъявят и не вменят, а с вас не убудет.

Теперь о привлечении сотрудников компании к дисциплинарной или иной ответственности (под иной здесь следует понимать депремирование, снижение повышающих коэффициентов к зарплате, надбавок, бонусов и прочее). Для прокуроров это достаточно болезненный вопрос, так как по количеству «наказанных» по представлениям негласно оценивается их эффективность.

Да, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе потребовать от вас привлечения лиц, нарушивших закон, к дисциплинарной или иной ответственности.

Вместе с тем – это только право потребовать. Привлекать своего сотрудника к ответственности по Трудовому кодексу Российской Федерации или нет – это исключительная прерогатива работодателя.

Так что потребовать могут, но решать же снова вам.

Своё «милосердие» в данном случае можно мотивировать низкими заработными платами на предприятии, высокой квалификацией виновного работника, обещанием исправиться в будущем или вероятностью увольнения высококлассного специалиста в случае применения к нему дисциплинарного взыскания и т.д.

Запомните, закон не обязывает вас по требованию прокурора привлекать своих работников к дисциплинарной ответственности либо лишать премий и бонусов.

Пойдем дальше. По Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор (статья 28.4) вправе при наличии оснований возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления.

А вот этой меры прокурорского реагирования стоит несколько опасаться, особенно малому бизнесу. В статье 3.2 названного кодекса перечислены основные виды административного наказания, приведу наиболее «неприятные»:

  • штраф (может достигать 1 млн. руб.);
  • конфискация орудий совершения или предмета административного правонарушения (например, транспортное средство);
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности (особенно неприятно для производств);
  • обязательные работы.

Соответствующее наказание применяется судом или уполномоченным органом власти в зависимости от статьи кодекса, которой предусмотрено административное правонарушение.

Дело в том, что прокуроры хотя и могут возбудить любое дело об административном правонарушении, но рассматривать его всегда будет либо в суд, либо в соответствующий орган власти (например, в Роспотребнадзор, Росприроднадзор, ФАС России и др.).

Также следует упомянуть, что при выявлении одного нарушения, постановления о возбуждении дела выносятся зачастую одновременно в отношении руководителя организации и самого предприятия, причем штрафы для юридических лиц по размеру значительно превышают штрафы для физических и должностных лиц.

Общие рекомендации здесь сложно сформулировать, так как нужно будет описывать всё административное судопроизводство с учетом специфики каждой статьи кодекса. Однако в качестве руководства к действию скажу следующее.

Для того, чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, в том числе прокурором, не пожалейте денег и закажите полный юридический аудит документации и деятельности вашей организации. Это дешевле чем платить штрафы, останавливать производство (продажи) или находиться под арестом, пусть и сроком до 15 суток.

Кстати, наш адвокатский кабинет предоставляет такую услугу.

И второе, при проведении проверки, настоятельно рекомендую получить развернутую консультацию грамотного адвоката, чтобы понять, какие негативные последствия стоит ожидать по итогам прокурорской проверки.

Кроме того, не забывайте, что возбужденное дело может быть прекращено по процессуальным основаниям (неправильно составлено постановление, не получены объяснения от лица, лицо не уведомлено о возбуждении в отношении него дела и др.

), а виновный гражданин освобождено от наказания по разным причинам, например, истечение сроков давности, нарушение права на защиту, отсутствие вины, малозначительность совершенного правонарушения и прочее. В этом также поможет адвокат.

Практика показывает, что нередко материалы дела об административном правонарушении не всегда оформляются должным образом, что позволяет в последующем прекратить дело в суде.

Поэтом мы говорим своим клиентам, что выгоднее обратиться к нам, чем платить государству.

Иск в суд. Серьезность этой меры зависит от предмета иска. Однако законом четко очерчен круг вопросов, по которым в деле имеет право принимать участие прокурор.

В общих чертах – это иски по защите социальных, трудовых прав граждан, охраны здоровья, защиты материнства, отцовства и детства, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образования.

Защита интересов государства и общества в целом.

В области арбитража – это сделки с любым государственным участием, скажем так.

Зачастую удовлетворенные судом иски прокуроров накладывают на организацию дополнительные финансовые обязательства по осуществлению тех или иных действий. Например: строительство очистных сооружений для сбрасываемых сточных вод, установка пандусов и кнопки вызова персонала для инвалидов, монтаж системы оповещения о пожаре и другое.

Однако помимо закона на прокуроров также возлагаются определенные ограничения и ведомственными правовыми актами. Так, пункт 8.4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.

2007 № 195 прокурорским работникам указывает не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Пункт 8.

5 названного приказа прямо предписывает исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан, пункт 8.6 – не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

В пункте 13 всё того же приказа говорится, что при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Вообще этот приказ Генерального прокурора России – кладезь информации для подготовки к прокурорской проверке и касается не только исковой работы, но и всей осуществляемой ведомством надзорной деятельности.

Вот ещё! В соответствии с пунктом 15 упомянутого приказа прокуроры обязаны при проведении проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе проверки с выходом на место, также им предписано не допускать факты возложения на организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Направление материалов прокурорской проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обратите внимание на название. Знаете почему оно такое? Потому что с 2007 года прокуратура лишена полномочий по возбуждению уголовных дел, хотя надзирает за их расследованием. Странно, да! Тем не менее, так оно и есть.

Безусловно, это самое худшее, чем может закончиться прокурорская проверка. Обычно такое направление материалов затем превращается в постановление о возбуждении уголовного дела. Однако бывает такое не всегда.

Совет здесь один – срочно ищите хорошего адвоката, чтобы успеть выстроить линию защиты и не надейтесь на «авось», пока всё не запущено и еще возможно минимизировать неблагоприятные последствия.

После поступления материалов в органы следствия вас или ваших сотрудников снова будут вызывать на объяснения, но уже не в прокуратуру, а к следователю или дознавателю. По истечении 10 дней, а в случае продления – 30 дней, должно быть вынесено постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.

Теперь несколько слов о процедуре самой проверки.

До недавнего времени процедурные моменты здесь были слабо регламентированы, поэтому в любых спорах в суде прокуроры обычно выходили победителями, а большинство их требований признавались законными.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *