Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?

Карен Мирзоян, эксперт в области авторского права и сооснователь сервиса депонирования авторских прав «Банк Авторских Прав», специально для блога Нетологии написал статью о том, как вести соцсети, не нарушая авторских прав.

Одним текстом заинтересовать аудиторию в соцсетях очень сложно. Обязательно нужна иллюстрация для поста, а ещё лучше — несколько фото, мемы или даже видео. Но откуда брать такой контент легально, ведь за нарушение авторских прав может грозить штраф или даже уголовное преследование? В статье расскажу про особенности использования авторских прав в соцсетях.

У любого произведения есть автор и владелец прав. Это может быть один человек, коллектив или компания.

Использовать чужой контент без разрешения владельца прав нельзя.

Один из самых громких случаев наказания за нарушение авторских прав — история с фотографиями блогеров и издательским домом «Аргументы и факты». СМИ иллюстрировали свои материалы чужим контентом и в итоге потеряли больше 2 млн рублей по решению суда.

Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?pravo.ru — Скриншот новости о судебном решении против АиФ

Суд, исследуя факты нарушения вины, будет обращать внимания на два момента:

  • использовалось ли произведение — так доказывается сам факт нарушения;
  • если да, то есть ли согласие правообладателя.

Все остальное, например, наличие коммерческой выгоды — это дополнительные аргументы. Поэтому, публикуя на своих страницах чужой контент, всегда задавайте себе главный вопрос: «Дал ли автор разрешение на использование своего произведения?». Если не можете ответить с уверенностью, что «Да», лучше воздержитесь от публикации.

Нарушая авторские права, вы подвергаете себя нескольким опасностям сразу.

  1. Продавать и тиражировать чужой контент — пиратство. Например, печатать диски с фильмами и продавать их в ларьках.
  2. Скопировать чужой контент полностью и разместить на своей площадке без указания источника — нарушение авторских прав. Например, создать сайт и публиковать на нём фотографии с других сайтов. С оговоркой: если сайт СМИ и вы цитируете чужой контент с указанием источника, то можно. Подробнее о цитировании ниже.
  3. Выдаёте чужой контент за свой — плагиат. Например, публиковать фотографии и указывать, что вы их автор.

Существует две опасности, связанные с использованием чужого контента.

  1. Вами могут заинтересоваться правоохранительные органы — это угроза штрафа или реального срока. Регулируется статьёй 146 УК РФ или статьёй 7.12 КоАП РФ.
  2. Правообладатель может подать на вас в суд и взыскать деньги за использование контента плюс моральный ущерб. Ориентироваться нужно на статьи 1260 и 1270 ГК РФ.

Вывод: использовать и перерабатывать чужой контент без разрешения владельца прав на него — нельзя.

В законодательстве есть термин «цитирование», который регулируется статьёй 1274 ГК РФ. Вы можете использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях.

Если возникнет конфликт, то суд будет устанавливать, какие цели вы преследовали, цитируя чужой контент. Прикрыться информационной целью вряд ли получится, если ваш аккаунт наполнен товарами, услугами и ценами на них. Объем цитирования должен быть «оправдан вашими целями». Точной цифры в законе нет.

Просто разместить на своей странице чужое видео даже со ссылкой на автора — это не цитирование.

Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?consultant.ru — скриншот статьи 1274 ГК РФ

Например, вы сделали скриншот и с помощью него иллюстрируете собственный контент. Как в примере ниже — мы сделали скриншот видео, размещённого на нашем сайте и указали его адрес. Если на странице будет отдельно указан правообладатель — стоит написать и про него.

Создавайте свои иллюстрации, делайте скриншоты, встраивайте их в собственные посты и статьи так, чтобы они были частью контента.

Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?bankprav.ru — скриншот-иллюстрация для примера цитирования

Есть ещё способы использовать чужой контент без проблем. Например, создавать карикатуры. Будьте аккуратны, можно получить иск о защите чести и достоинства.

Запрета на создание производных произведений по мотивам нет — фанатское творчество ничего не нарушает, если появляется в результате творчества автора и с нуля, а не является простой переработкой.

Например, изменить имена в истории про Гарри Поттера и выдать книги за свои — это нарушение. Создать новую историю о приключениях Поттера — это фанатское творчество.

Будьте аккуратнее с использованием фирменного стиля и логотипов — они могут быть защищены.

Лицензия — это специальное разрешение на использование произведения, которое устанавливает правообладатель. Фактически это выглядит так: например, фотография публикуется, рядом с ней пишется вид лицензии. Есть несколько общепринятых шаблонов.

Creative Commons. Есть несколько подвидов с особыми требованиями, обозначаемые аббревиатурой.

  • СС — особых условий нет, можно пользоваться бесплатно;
  • NC — только некоммерческие цели;
  • BY — использовать можно с указанием автора и ссылкой на источник;
  • ND — нельзя изменять и модифицировать, только в оригинальном виде;
  • SA — можно изменять и создавать производные, которые дальше будут распространяться на условиях оригинального произведения;
  • SP — можно использовать фрагментарно (актуально для музыки);
  • Non-SP — аналог SP, но только для некоммерческого использования.

Аббревиатур может быть несколько — тогда придётся соблюдать требований каждого типа.

Public Domain — произведения, переданные в общественное достояние. Обычно такая лицензия ставится на продукт через 70 лет после смерти владельца прав. Нужно указать автора.

СС0 — это разновидность лицензии Creative Commons, в которой автор самостоятельно отказывается от всех прав и продукт становится общедоступным.

Авторов никто не обязывает ставить тип лицензии на свой продукт. Если вы хотите использовать фотографию или видео чужого авторства и рядом с публикацией нет указания на тип лицензии — свяжитесь с автором и получите разрешение. Делайте это в письменном виде.

Читать также

Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?

Особенности создания публикаций для разных социальных сетей

 курс

Узнать больше

  • Освойте одну из самых востребованных digital-профессий
  • Отработайте навыки на проекте от реального заказчика
  • Составьте стратегию продвижения проекта в соцсетяхи добавьте её к себе в портфолио

Проблемы с фотографиями могут возникнуть не только из-за нарушения авторских прав. Изображение человека охраняется по закону, и гражданин может разрешить или запретить использование своего изображения.

Если вы приобрели снимок в крупном фотобанке, например, Depositphotos или Shutterstock, то проблем с людьми быть не должно — разрешение на использования их изображения люди на снимках дали фотографу, через особый документ, «модельный релиз». Но все равно внимательно читайте условия использования в правилах фотобанков, судебные разбирательства бывают и у покупателей этих стоков.

Разрешение от моделей не нужно, в общественном месте со свободным доступом или на публичном мероприятии, и человек не является основным объектом на таком фото.

Но даже в таком случае взять разрешение автора фотографии все же нужно.

Если вы создаёте коллаж из нескольких фотографий, то необходимо получить разрешение от всех авторов или использовать снимки с установленным типом лицензии СС0 или CC. В ином случае вы нарушите сразу несколько статьёй ГК РФ.

Яркий пример — Советский районный суд Ростова-на-Дону признал ООО «Престиж-Сервис» в использовании чужих фотографий через создание коллажа и размещение его на сайте. Итог — судебное решение о выплате владельцу фотографий более 80 тысяч рублей.

Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?rospravosudie.ru — судебная практика по нарушению авторских прав в сфере использования коллажей

Использование видео или музыкальных произведений регулируется теми же правилами, что и в случае с текстовым контентом — нужно разрешение автора.

Если вы хотите поделиться видео с помощью встраивания ролика с Youtube в свою статью — никаких проблем не будет. Скачаете видео и зальёте на свой хостинг — все зависит от типа лицензии, установленного на это видео.

Есть «лайфхак» — вы можете использовать «цитирование видео» так же, как и в случае с текстом. Например, вырезать из оригинала несколько секунд и снять собственный ролик, в котором озвучить комментарии и собственную оценку «исходника». Важна цель использования — не публикуйте такие ролики на коммерческих страницах и не продавайте в самом видео свои товары и услуги.

С музыкой ситуация аналогичная.

Будьте аккуратнее с использованием логотипов компаний и их фирменных стилей.

Создание изображений, с использованием фирменного стиля другой компании, и их публикация также может привести к судебному разбирательству. Закон разрешает использовать слово из товарного знака в статьях с описательной и информационной целями.

  • Если вы столкнётесь с зарегистрированным товарным знаком, и речь о логотипе, то статья 1274 ГК РФ разрешает его использование только для цитирования и с определённой целью — в нашем случае, с критической или информационной целью.
  • Точного определения целей нет, степень нарушения будет решать суд.
  • Для поиска бесплатных изображений есть несколько способов:

Является ли публикация скриншотов из игр нарушением авторских прав?

Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?

Согласно гражданскому законодательству объектом авторских прав являются авторские произведения, имеющие материальную форму. Кроме того, под защитой авторского права находятся не только целые произведения, но и их части. Поэтому не всегда понятно, является ли публикация на сайте или в печатном издании скриншотов из компьютерных программ, игр, видео нарушением авторского права или нет?

Разберемся с этим вопросом подробнее.

В каких случаях публикация скриншотов не нарушает авторское право

По общему правилу произведения и части произведений должны использоваться только после получения согласия у их авторов или владельцев авторских прав. Однако действующий ГК РФ предусматривает возможности свободного использования произведений, если целью этого является информирование людей, проведение научных изысканий и исследований, в учебных и культурных целях.

Не требует получения согласия автора такое использование продуктов авторского труда:

  • Цитирование произведений, которые были обнародованы без нарушений действующего законодательства;
  • Использование для иллюстрирования в печатных и электронных изданиях, видеороликах и изображениях, звукозаписях.

Обратите внимание, что при свободном использовании авторских произведений, в том числе размещении скриншотов на сайтах, авторы не получают вознаграждение. Однако обязательно указывать их авторство в материале.

То есть статья 1274 ГК РФ допускает свободное использование скриншотов в качестве иллюстраций скриншотов из игр, но только если это оправдано целью создания статьи или учебного пособия. Правомерным будет свободное использование скриншотов в таких случаях:

  • Создание гайда по наиболее комфортном уили эффективному прохождению игры;
  • Иллюстрация новости об игре или происходящих в них событиях в блоке;
  • Размещение поста в социальных сетях с ми.

Однако в некоторых случаях размещение скринов будет считаться нарушением. Подобные ситуации возникают в случае:

  • Если скриншот из игры или его часть регистрируется в качестве торгового знака компании;
  • Если скрин используется для рекламы ресурса без разрешения владельца программы;
  • Если с использованием скриншотов вы хотите производить продукцию, которая затем продается с целью получения прибыли. Например, печать плакатов, нанесение скрина на кружку и т.п.
Читайте также:  Пришло уведомление о задолженности. что делать?

Поэтому перед использованием скриншотов из игр во избежание проблем с правообладателями необходимо убедиться в том, что ваши действия подпадают под действие статьи 1274 ГК.

Кадры из фильмов как иллюстрации: законно ли их использовать? | Pressfeed. Журнал

В последнее время как в блогах, так и в уважаемых СМИ, вы, возможно, встречаете много статей, проиллюстрированных кадрами из фильмов и сериалов.

И проблемы бы, конечно, никакой не было, если бы речь в блоге шла о том, какой хороший (или плохой) фильм выпустили на большие экраны.

Но вот когда в статье про рекламу или бизнес агентств красуется картинка из «Безумцев», тут уж невольно начинаешь задаваться вопросом — а это вообще законно?

С одной точки зрения, использование кадра из фильма или сериала нарушает авторские права ничуть не меньше, чем если бы мы украли кусок из чужой статьи без указания авторства. Но с другой — все же так делают? Неужели каждый встреченный нами в сети блог запрашивает разрешение в HBO и Marvel на использование картинки из фильма или сериала?

Команда Pressfeed решила спросить у трех юристов, нарушает ли использование картинок из фильмов в СМИ и блогах чужие авторские права, чем грозит нарушение законных методов использования и есть ли в законодательстве лазейки, с помощью которых кино-картинки использовать всё-таки можно.

Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления «Прайм Эдвайс»:

Использовать кадры из фильмов и сериалов для иллюстрации без ведома продюсеров незаконно, потому что авторско-правовой охране подлежит не только всё аудиовизуальное произведение целиком, которым является любой фильм, но и каждый кадр из такого произведения.

Законодательство построено таким образом, чтобы обеспечить защиту прав правообладателя. Поэтому поиск возможных лазеек — верный признак недобросовестного поведения. 

Кадры из фильмов законно использовать только в тех случаях, когда такое использование можно подвести под тот или иной случай свободного использования, предусмотренный Гражданским кодексом.

В частности, использование в информационных и научно- исследовательских целях, когда, например, пишется аналитическая статья и приводятся примеры.

Иначе говоря, если кадр является предметом анализа в данной статье.

Если картинка вам уж очень понадобилась, то следует связаться с правообладателем, договориться об условиях использования в коммерческих целях и соблюдать условия заключенного соглашения.

Что касается санкций за нарушение прав правообладателя, то, вероятнее всего, нарушителя обяжут выплатить компенсацию. Суд может присудить компенсацию в размере от 10 000 до 5 миллионов рублей, при этом правообладателю для этого достаточно доказать факт самого нарушения — доказывать размер причиненного вреда не надо.

Александр Дядищев, адвокат Коллегии адвокатов «Курганов и партнеры»:

— Для начала надо разобраться, что является объектом авторских прав. В силу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ, к объектам авторских прав относятся аудиовизуальные произведения.

Аудиовизуальные произведения — это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (часть 1 статьи 1263 Гражданского кодекса). Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Использование одного кадра из фильма или сериала, а также отсутствие зафиксированной серии связанных между собой изображений не является аудиовизуальным воспроизведением кадров, относящимся к объектам авторских прав.

Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовывать публикации в СМИ бесплатно? Как это работает

Разберем ситуацию при которой допускается без согласия автора или иного правообладателя свободно использовать произведение.

В соответствии со статьей 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях. По смыслу закона, обязательным условием воспроизведения объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев необходимо, чтобы, во-первых, произведение находилось в месте, открытом для свободного посещения, а во-вторых, чтобы это произведение не было основным объектом воспроизведения.

Если кадр из фильма размещен в Интернете в открытом доступе и при этом не является основным объектом воспроизведения, то использование данного кадра может быть осуществлено без согласия автора или иного правообладателя. 

Интернет состоит из совокупности информационных составляющих, ответственность за которые несут авторы сайтов, порталов, блогов и иных информационных ресурсов.

Информация, размещенная ее обладателями в интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования, является общедоступной информацией, и добросовестность и невиновность лиц, использующих такую информацию, презюмируется.

Также следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

Однако кадр из фильма или сериала, не являющийся самостоятельным объектом авторского права, но признанный на основании п.7 ст.

1259 ГК РФ самостоятельным и отдельно выраженным результатом творческого труда авторов фильма или сериала, либо при фиксации на нем персонажа, который является самостоятельным результатом творческого труда авторов, подлежит правовой защите.

 В данном случае необходимо получить письменное согласие автора данного фильма (сериала) или иного правообладателя на использование.

Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства Увеличит число упоминаний о вашей компании Обойдется в 2-3 раза дешевле Как это работает

В случае если имеются основания полагать, что происходит нарушение авторских прав, рекомендуется удалить данное изображение, так как автор или правообладатель могут зафиксировать незаконное использование объекта авторского права и в последствии использовать это в качестве доказательства.

Роман Бузько, партнер Buzko & Partners:

По общему правилу картинка (скриншот) является составным элементом более общего объекта авторского права – кинофильма. На такую картинку распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Размещение такой картинки в статье является способом ее использования, что вправе делать только правообладатель.

Соответственно, использование кадров из фильмов и сериалов для иллюстраций без согласия правообладателя будет являться нарушением его исключительных прав.

Вместе с тем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит ряд исключений, допускающих «свободное использование» любого произведения, в том числе картинки (кадра) из кинофильма.

Вы можете воспользоваться ст. 1274 ГК РФ, которая допускает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных и культурных целях.

В частности, к СМИ и блогам наиболее применимы пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, а именно: допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Пять эффективных тактик привлечения клиентов через СМИПошаговое руководство с примерами и пояснениями Скачать книгу Является ли нарушением авторского права, если сделан скриншот иллюстрации и выложен в интернет?

В обоих указанных случаях обязательно указывать имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования.

Разница между пп. 1 и 2 в способе и объеме допустимого использования. В первом случае допускается исключительно цитирование, но для широкого круга целей; во втором же случае допускается любое использование, однако, только в учебных целях.

Под «цитированием», согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 5 декабря 2003 года по делу N 78-Г03-77, стоит понимать «включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора. В частности, как цитату следует рассматривать графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства».

Согласно более современной позиции Суда по интеллектуальным правам, выраженной в Постановлении от 25 апреля 2016 года по делу № А40-142309/2015, «цитирование – это дословное повторение какой-либо части именно авторского текста, а не иной графической формы (фото-видеоизображения).

Таким образом, использование фотографий, полностью выраженных в графической форме, не является цитированием, так как фактически они использованы в качестве иллюстрации к статьям, что допускается только в учебных изданиях в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ».

С учетом изложенных выше позиций использование картинок (фрагментов) кинофильма или сериала допускается только в рамках исключения, предусмотренного пп. 2 выше, то есть в учебных целях.

Поэтому стоит удостовериться, что, в случае если правообладатель решит предъявить вам претензию, вы сможете убедить суд, что ваше заимствование соответствовало учебным целям.

Учебный характер издания (в том числе, сайта) – вопрос факта, который суд будет решать по своему усмотрению. При этом в качестве ориентира суды используют ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды.

Термины и определения», в соответствии с п. 3.2.4.1.

7 которого «учебным изданием является издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

В качестве минимальных мер предосторожности любой юрист посоветует вам, как минимум:

  • указать в стандартных условиях пользования сайтом, что отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебные цели;
  • уточнять это в каждой публикации, в которой используется материал;
  • предусмотреть форму (специальный адрес электронной почты) для направления претензий;
  • указывать правообладателя;
  • указывать источник заимствования.

В качестве более весомых мер предосторожности можно рассмотреть возможность создания отдельного ресурса (домена третьего уровня) — например, www.education.pressfeed.ru, и передачу нового ресурса в управление дочерней НКО, целью которой будет именно учебная и просветительская деятельность.

К материальным санкциям за нарушения исключительных прав на произведение относятся:

  • взыскание убытков;
  • взыскание компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • взыскание компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;
  • взыскание компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Читайте также:  Сколько должен ждать в коридоре свидетель вызова в суд

Правообладатель вправе выбрать форму ответственности на свое усмотрение. В силу сложности доказывания размера убытков, практика идет по пути взыскания компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Точный размер которой определяется судом.

Защита авторских прав на фото и иллюстрации

Авторские права на фото и иллюстрации: закон защищает, но автор

свое авторство должен доказать сам

 Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, снятое высокотехнологичной камерой или глазком мобильного телефона защищается авторским правом на основании статьи 1265 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д.

, и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил.

Автор может публиковать сделанное им фото под собственным именем или псевдонимом, получать за публикацию гонорар или размещать фотоиллюстрацию совершенно бесплатно, использовать ее для коллажа или в качестве заставки, посылать фотографии друзьям по электронной почте, дарить и делать с ней вообще все, что угодно.

Всем остальным на размещение фотографии и любое использование необходимо иметь письменно оформленное разрешение автора на совершение этих действий. Автор фотоснимка вправе передать свои имущественные права иным лицам, заключив с ними лицензионный договор, но авторство все равно сохраняется за тем, кто фотоизображение сделал.

В ст. 1301 ГК РФ установлена компенсация за нарушение исключительных имущественных прав, в том числе за использование фотографий без согласия автора, но с указанием его имени, в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Статьей 1300 ГК РФ аналогичные компенсации авторам фотографий предусмотрены и за нарушение чисто авторских прав, то есть использование фото без указания его авторства.

Главная сложность фотографа всегда состоит том, как доказать свое авторство?      

Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение, нужно именно доказать, кто является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.

Проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи работы под их именами были впервые обнародованы в периодических СМИ, альбомах, книгах, описаны в каталогах выставок.

В то время, когда еще цифровой фототехники не было, доказательством авторских прав на фотографию служила отснятая фотопленка.

Негативы снимков фотографы и фотохудожники, работающие в СМИ или являющиеся членами творческих союзов, хранили в своих архивах годами, оставляя в наследство потомкам.

Достаточно было предъявить печатный оригинал издания с фотоснимком, а также негатив, и больше никаких доказательств суду, как правило, не требуется. Сложнее с размещением фотоизображений в Интернете.

Однако, если фотограф пользуется современной профессиональной цифровой фототехникой, а не разовой «мыльницей», он в целях защиты своих авторских прав может включать опцию автоматической записи своего имени в EXIF, сохраняя RAW-негативы в архиве фотоаппарата. Опытные фотографы знают, что для доказательства своих авторских прав на то либо иное фото достаточно предъявить судье фотоаппарат, которым был сделан снимок. Желательно также беречь саму фотокамеру от утраты и сохранять документы на него.

Кроме того, при публикации снимка в Интернете прямо на самих фотографиях желательно указывать свое имя, а имя или псевдоним еще и зарегистрировать. Конечно, такой фотоснимок тоже могу украсть, но доказать свое авторское право на него в любом случае будет проще.

Судебная практика показывает, что истинные создатели фотоснимка зачастую проигрывают судебные споры тем, кто, фактически украв фотографию, сумел закрепить авторские права на нее за собой путем получения письменного свидетельства об этом.

Поэтому всем, кто заинтересован в том, чтобы авторские права на фотоснимок никто не позаимствовал, лучше до его публикации на сайте или в блоге запастись официальным документом о регистрации авторских прав.

Как  пытаются зарегистрировать авторское право на фотографию

Способов зарегистрировать авторство на тот или иной снимок, точнее запастись на всякий случай доказательствами для суда у фотографов есть несколько.

Имеются собственно изобретенные. Когда автор фотографии распечатывает ее и, надписав почтовый конверт, шлет вложенный в него снимок себе самому, предоставив судье в потенциально возможном споре, распечатав конверт, убедиться в авторстве снимка. Или путем заверки содержимого конверта с фотоснимком печатью нотариуса. Известны и более экзотичные приемы.

Однако в современном мире имеются и общепринятые способы регистрации авторских прав на фотоизображения.

Российское авторское общество (РАО), к примеру, может выдать свидетельство фотографу о регистрации его исключительных прав на снимок и поставить дату данного события.

Но РАО не обладает полномочиями на государственную регистрацию прав и не занимается официальным хранением экземпляров произведений, то есть их депонированием.

В спорном случае официальная бумага от РАО может сыграть свою роль, но у противной стороны, обратившейся в суд за защитой авторских прав, доказательства могут быть более весомыми. А получить госрегистрацию в Роспатенте на фотографию, увы, невозможно, это не патент и не товарный знак.

  • Широко рекламируются в Сети сегодня и некие удостоверяющие авторские права центры.
  • Но предлагают они, по сути, всего лишь размещение в неком каталоге регистрации документов и информации, и по результатам такого размещения автору выдаются определенные удостоверяющие документы (справка о размещении объекта авторского права в каталоге, сертификат об авторских правах на опубликованный объект и свидетельство о публикации информации в каталоге).
  • Однако в России единого официального каталога авторских прав пока нет, к тому же удостоверяющие центры проводить регистрацию авторских прав никем не уполномочены.

За такое депонирование ежегодно, как за аренду, придется платить деньги, но выданные здесь бумаги никакого приоритета в суде с похожими на них — иметь не будут. Доказано судебной практикой последних лет.

РАО КОПИРУС регистрирует авторские права на фото

и депонирует их бессрочно

Есть и еще один — гораздо более надежный способ. Это регистрация авторских прав на фотоизображение в Российском авторском обществе КОПИРУС с депонированием произведения в Российской (бывшей Ленинской)  государственной библиотеке — это уже серьезный подход к авторским правам.

КОПИРУС – это тоже РАО, но работающее как раз в сфере литературы, науки и искусства. Регистрация авторских прав в РАО КОПИРУС заключается в признании автора правообладателем, в принятии на хранение именно экземпляра произведения и фиксировании даты его предоставления.

Официальное хранение экземпляра регулируется государством, и, что важно, осуществляется бессрочно. При этом базовая стоимость такой процедуры составит 1100 рублей, что делает её не только надёжной, но и доступной для авторов.

После регистрации авторских прав фотографу выдается Свидетельство о регистрации и депонировании, а один экземпляр фотоснимка отправляется в официальный государственный фонд Российской государственной библиотеки.

Этот вид регистрации авторских прав со всех сторон является самым надежным, поскольку главное в этом вопросе – сам автор, факт регистрации и оригинальный экземпляр его произведения, надежную сохранность которого обеспечивает один из главных «книжных банков» страны и мира.

Следует учесть, что для правообладателей юридических лиц базовая стоимость оформления регистрации авторского права на фотографии составляет 1300 руб. Оплата депонирования и регистрации осуществляется согласно утвержденным тарифам через отделения Сберегательного банка РФ или банковским переводом.

Свидетельство о регистрации прав и депонировании произведения, используется для доказательства на основании «презумпции авторства». Автор или правообладатель может предотвратить возникновение споров, а  в случае возникновения претензии, или судебного разбирательства может доказать, что именно он является обладателем авторских прав на зарегистрированную фотографию.

Авторские права подтверждает:

1. Договор с автором (правообладателем). РАО КОПИРУС подтверждает, что на дату заключения договора знает об авторе и его творческой деятельности или об организации-правообладателе.

2. Регистрация авторских прав. Запись в официальном Реестре, оформленное Свидетельство о регистрации прав и депонирование произведения в Российской (Ленинской) государственной библиотеке подтверждают авторство на экземпляр фотографии с именем автора.

Подробнее с Инструкцией по оформлению и подготовке документов на регистрацию авторских прав на фотографию можно познакомиться на портале Copyright.ru.

  1. Зарегистрировать авторские права >>>
  2. Статьи и новости по теме:
  3. В последнее время в России значительно уменьшилось количество преступлений, связанных с авторскими правами >>
  4. В Туркмении было принято постановление о присоединении к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм >>
  5. В самое ближайшее время, по инициативе министерства, планируется изменить законодательство, например >>

Защита авторских прав на любого вида изображения

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер: Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения.

 После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии). 

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы).

Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов.

То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

ст. 1265, 1270, 1229, 1233-1235 ГК РФ

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер: Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом.

Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора.

После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре.

Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права.

Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

ст. 1282 ГК РФ

Читайте также:  Участие родителя в дополнительных расходах на обучение несовершеннолетнего ребёнка

Что означает для автора отчуждение прав?

Янина Егер: Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

В чем отличие трудового и авторского договоров с точки зрения иллюстратора?

Анна Бриллиантова: По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

ст. 1295 ГК РФ

Если иллюстрация создавалась без авторского договора (попросили — нарисовал — дали денег), можно ли ее продать еще раз?

Анна Бриллиантова: Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

ст. 1286, 1288 ГК РФ

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер: Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

  • Анна Бриллиантова: Да, имеет.
  • Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?
  • Янина Егер: Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.
  • Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова: Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства.

Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях.

То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

ст. 1265, 1273 ГК РФ

Заказчик не оплатил иллюстрацию, но реклама с изображением уже висит в городе. Может ли иллюстратор предъявить иск заказчику или клиенту, чей товар рекламируется иллюстрацией?

Анна Бриллиантова: Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова: Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова: Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

ст. 1484 ГК РФ

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер: Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

ст. 1274 ГК РФ

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер: В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав.

Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура.

Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова: Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям).

Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов).

 Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова: Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер: Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно.

Но автору следует заранее подумать о несколькихмоментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи).

 Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения.

Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер: Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права.

Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование.

Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Расскажите о заметных случаях нарушения авторских прав иллюстратора в последние несколько лет. Какой результат имели разбирательства?

Янина Егер: Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.

P.S. Данная статья нарушает правила нашего сайта, которые запрещают копирование чужих статей с иных ресурсов. В виде исключения оставляем эту статью, так как она действительна полезна.

Но когда вы пишите об авторском праве и тут же, не ссылаясь на авторов статьи, по сути воруете чужой материал без спроса и указания авторства получается как то не сильно красиво, особенно в подобной статье на такую же тему. 

С разрешения авторов осталяем этот материал на нашем сайте.

Авторство статьи принадлежит агентству Bang Bang  http://bangbangstudio.ru/shooters/lawyer

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *