Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Рассмотрением очередного дела, связанного с последствиями дорожно-транспортного происшествия, пришлось заниматься Верховному суду РФ.

На российских дорогах происходит немало аварий, некоторые из них признаются «мелкими», в них нет пострадавших, ущерб нанесён только автомобилям участников, причём он сравнительно несерьёзный. Бывают случаи, что в таких ДТП наказывают даже невиновных водителей, которым (к примеру, если произошедшее «аукается» спустя какое-то время) бывает непросто доказать свою непричастность.

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Один из, вероятно, таких случаев был недавно рассмотрен в Верховном суде РФ. Суть произошедшего в том, что автомобилист обратился в ГИБДД, заявив, что его транспортное средство было повреждено на стоянке: якобы владелица другой машины открыла дверь и задела его автомобиль. При этом виновница данного мелкого ДТП, по словам заявителя, скрылась с места аварии.

В итоге приехавший на место инспектор составил протокол, согласно которому собственница уехавшего автомобиля произвела столкновение с другой машиной, а после оставила место происшествия, нарушив тем самым ПДД. Составленный документ стал основой для привлечения автомобилистки к ответственности. Судя по судебным актам, в этом мелком ДТП было повреждено боковое зеркало заднего вида с правой стороны.

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Как отмечает «Российская газета», все обозначенные факты были установлены со слов пострадавшей стороны, однако в материалах дела они подтверждения не нашли.

Автовладелица факт дорожно-транспортного происшествия отрицала.

Она пояснила, что её автомобиль действительно был припаркован в месте, указанном в протоколе, но когда она выходила из машины, то не задевала дверью своей машины ничью другую.

В качестве доказательства суд принял протокол совместного осмотра транспортных средств с приобщёнными к нему фотоматериалами.

При этом все эти документы не подтверждают то, что ДТП действительно имело место быть.

Судя по ним, очевидно лишь то, что машина, которая была под управлением автомобилистки, не имеет видимых повреждений, тогда как у другого ТС есть повреждение бокового зеркала справа.

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Любопытно, что при совместном осмотре машин точка соприкосновения водительской двери «виновницы» ДТП и правого зеркала повреждённого автомобиля не обнаружилась.

Однако инспектор в ходе рассмотрения дела в районном суде уверял, что непосредственно на том месте, где зафиксировали аварию, парковка была «приподнята» над проезжей частью, так что столкновение было возможным.

На приложенной видеозаписи ДТП не зафиксировано.

Инспектор также утверждал, что на двери машины были обнаружены следы краски. При этом обвиняемая обратилась к независимому эксперту, согласно заключению которого на левой передней двери её машины нет повреждений, а также отсутствуют следы ремонта.

При этом изначально суды не брали в расчёт эти результаты, так как считали, что проводившего её эксперта не предупредили «об ответственности за заведомо ложное заключение».

Стоит отметить и наличие нарушения со стороны инспектора, оформлявшего ДТП: в протоколе о нарушении не было подписи обвиняемой, о том, что этот документ существует, её должны были уведомить (даже если она скрылась с места аварии).

Таким образом автомобилистку лишили права на справедливое судебное разбирательство, отметили уже в Верховном суде РФ, когда дело дошло до него. В результате ВС закрыл дело из-за недостаточности оснований для возбуждения дела, так как сам факт наличия ДТП доказан не был. Решения нижестоящих судов были отменены.

Смотрите, какая тема — Список повреждений в ДТП на сайте ГИБДД – как расшифровать?

При проверке машины на наличие ДТП в истории на официальном сайте ГИБДД и при нахождении таковых показывает все повреждения в виде схемы и стандартное описание характера таких повреждения с цветными индикаторами. Что означают данные на схеме и в описании и как правильно их расшифровать?

Стандартная информация

К ней относятся данные:

  • о самом транспортном средстве: марка, модель и год выпуска,
  • о дате и времени (указанном в документах о ДТП),
  • виде аварии (столкновение и т.п.),
  • регионе дорожно-транспортного происшествия.

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

В целом, здесь нам интересна лишь идентификация автомобиля, количество ДТП (общее количество аварий в списке по запросу) и дата происшествия.

Схема ДТП

И это основные данные об аварии, наиболее полезные для любого автолюбителя. Данные о повреждения могут быть показаны 3 типов:

  1. закрашенный элемент кузова на схеме жёлтого цвета,
  2. закрашенный элемент кузова на схеме красного цвета,
  3. крестик красного цвета.

А сам автомобиль на схеме показан 6 ракурсах со всех сторон (в том числе снизу). Разберём каждый элемент подробнее!

Жёлтый закрашенный элемент

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Он при проверке автомобиля на сайте ГИБДД означает, что повреждения незначительные и для их ремонта не требовалась замена в случае с жестянкой – только покраска или даже полировка. А в случае отдельных компонентов машины: стёкол, фар, бампера и других пластиковых частей – в том числе замена.

Красный закрашенный элемент

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

В этом случае уже для ремонта транспортного средства потребовалась замена или вытягивание жестяных элементов кузова. Также красным цветом закрашивается машина в случаях, когда повреждены существенные компоненты технической составляющей автомобиля.

Красный крестик

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Если вместо закрашенных элементов или вместе с ними по краям машины нарисованы крестики красного цвета, то это просто отмечены места, в которые пришёлся удар в ДТП.

Что означают на самом деле?

Данные повреждения на схеме чаще всего достоверны, хотя, иногда бывают указаны не все повреждённые элементы. Но главное заключается в том, что характер повреждений строится на субъективный взгляд сотрудников, оформлявших ДТП – аналогично описанию списка повреждений в документах о ДТП, когда при обращении в страховую компанию выявляются новые и скрытые.

Например, в указанной выше схеме, где жёлтым цветом отмечен бампер автомобиля, на самом деле, удар пришёлся достаточно сильный и, хотя инспекторы ГИБДД и вписали только бампер в список повреждений, задело также внутренние узлы технической составляющей (один из радиаторов, воздушный резонатор), что в принципе привело к нарушению эксплуатационных характеристик. Поэтому по логике описания цветовых обозначений схемы бампер должен был быть красного цвета.

Впрочем, места удара, обозначенные красным крестиком, чаще всего достоверны, так как легко определяются на глаз и вписываются в документы о ДТП.

Как оспорить схему ДТП и вину водителя с помощью адвоката?

   Что делать, если составлена схема ДТП, не соответствующая действительной ситуации? Все искажения часто играют против стороны – участника дорожно-транспортного происшествия.

Устанавливается вина по схеме невиновного водителя, что порождает выплаты другим участникам в виде компенсации морального и материального ущерба.

В этом случае такую схему ДТП можно и нужно оспорить в рамках административного, уголовного или гражданского судопроизводства.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по спорам с ГИБДД и оспариванию вины участника ДТП поможет Вам в процедуре юридическая защита автовладельцев: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Фальсификация схемы ДТП

  •     Фальсификация схемы ДТП заключается в подделке схемы, указании недостоверной информации, в частности, места, где якобы расположены знаки, какие-либо предметы, указание не соответствующих границ, расстояний и др.
  •    Стоит отметить, что при фальсификации схемы ДТП присутствует умысел лица или лиц, которые по каким-то своим причинам заинтересованы в указании недостоверной информации.
  •    Намного проще будет оспаривать схему и не соответствие указанных в ней сведений, если попав в ДТП, произведете фиксацию аварии, а именно:
  1. сфотографируйте машины с разных ракурсов, в том числе госномера,
  2. сфотографируйте повреждения;
  3. сфотографируйте состояние дороги, знаки, детали от машин, иные предметы, при этом фотографируйте так, чтобы по возможности были видны машины всех участников ДТП;
  4. сохраните информацию с видеорегистратора;
  5. зафиксируйте информацию о ДТП на видеокамеру телефона;
  6. срочно получите консультацию юриста по ДТП, звоните нам уже сегодня

Порядок составления схемы и протокола ДТП

  1. На схеме ДТП должны быть обозначены контуры проезжей части, название улиц (дорог и т.д.

    ), направление движения, расположение транспортных средств (далее ТС) «А» и «В» в момент столкновения и конечные положения указанных ТС, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, ширина проезжей части, предметы, имеющие отношения к данному ДТП, ограждения, тротуары, следы торможения, расположение поврежденных деталей и т.д.

  2. Как осуществлять выезд на место ДТП и составлять схему и протокол, подробно изложено в Приказе МВД, которым утвержден административный регламент по осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
  3. Схема ДТП должна быть составлена тщательно, с указанием всей необходимой информации.

    Участвуя в составлении схемы, внимательно смотрите, что в ней отражается.

  4. Непосредственно на схеме должно быть указано, что это «схема ДТП» или «схема к протоколу осмотра места происшествия». Необходимо указать на схеме место происшествия, дату и время.

  5. После схемы необходимо указать, кто составил схему ДТП, если присутствовали понятые, свидетели, указанных лиц также указать в схеме и они должны расписаться. Участники ДТП должны указать, согласны они со схемой ДТП или нет, и соответственно расписаться. Также в схеме должны быть указаны условные обозначения и их расшифровка.

  1.    Помимо схемы ДТП сотрудниками ГИБДД составляется протокол осмотра места ДТП, если причинен вред здоровью потерпевшего. Схема является приложением к указанному протоколу:
  2.     При составлении протокола должны присутствовать два понятных или же должна вестись видеозапись.

  3.    В протоколе указывается:
  • ­ дата и место составления,
  • ­ фамилия и инициалы и должность лица, которое составило протокол,
  • ­ информация о лице, которое управляло ТС в момент совершения ДТП, а также тип, марка, модель, госномер ТС,
  • ­ ФИО и адреса понятых, свидетелей и потерпевших,
  • ­ описывается непосредственно само происшествия, а именно, когда, в какое время, в каком месте, что произошло,
  • ­ статья, предусматривающая ответственность за совершенное правонарушение,
  • номер полиса ОСАГО,
  • ­ номер водительского удостоверения;
  • ­ информация о месте работы и номере телефона.

Также в протоколе должны быть отражены:

  • ­ действия должностного лица и их порядок.
  • ­ в каком состоянии и какого качества дорожное полотно,
  • ­ имеется ли дорожная разметка,
  • ­ насколько освещен участок дороги места ДТП,
  • ­ если ДТП совершено на перекрестке, то какой это перекресток (регулируемый или нерегулируемый), работает ли светофор, какие знаки имеются,
  • ­ также могут быть указаны иные обстоятельства, имеющее существенное значение. В частности в протоколе отражается информация об осмотре ТС, какие повреждения имеются у ТС и др. информация.

   Лица, которые участвуют в осмотре, могут сделать заявления, которые должны быть отражены в протоколе. Кроме того, указанным лицам должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем должна быть сделана запись в протоколе.

   Если в ходе осмотра применяется видеосъемка или фотосъемка об этом делается отметка в протоколе.

   Протокол подписывается должностным лицом и лицами, которые участвовали. Копии протокола вручаются лицам, которые управляли ТС в момент ДТП.

Как оспорить схему ДТП?

   Если лицо не принимало участие в составлении схемы по каким-то причинам, например, было госпитализировано в медицинское учреждение, то при выявлении не соответствия схемы, она может быть оспорена им, часто это требуется для обжалование обоюдной вины при ДТП и доказывания своей невиновности. Но в данном случае под оспариванием схемы больше имеется ввиду выражение не согласия с ней и предоставлении доказательств, подтверждающих, что схема составлена неправильно

Для оспаривания основанием может служить, например, то, что:

  • ­ в схеме не отражена информация о наличии ям, луж, каких-то дорожных знаках,
  • ­ неверно указана информация о расположении транспортных средств, о ширине проезжей части;
  • ­ схема оформлена с нарушением требований закона.

   Саму схему ДТП оспорить нельзя. Судебная практика говорит, что схема ДТП отражает факты с места происшествия, оспаривать необходимо постановление об административном правонарушении основанием для которого служит схема ДТП.

  •    Лицо должно представить доказательств, что схема не соответствует фактическим обстоятельствам дела, это могут быть записи с видеорегистратора, видеокамер, фотографии.
  •    В процессе рассмотрения дела суд может прийти к выводу о том, что схема ДТП является ненадлежащим доказательством по делу.
  • ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как защититься в составе преступления 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения) и подпишитесь на бесплатное видео в нашем канале YouTube уже сегодня

Внесение изменений в схему ДТП

  1.    Если участник ДТП выявил какие-то неточности в схеме ДТП, он может обратиться с ходатайством к соответствующему должностному лицу ГИБДД о внесении изменений в схему ДТП.

  2.    ВАЖНО: зафиксировать факт обращения с вышеуказанным ходатайством, то есть обратиться надо письменно, изложив, с чем вы не согласны и что просите, и вручить ходатайство под отметку на вашем экземпляре.

  3.    В случае удовлетворения ходатайства может быть осуществлен дополнительный выезд на место ДТП и составлена дополнительная схема, или внесены изменения в ранее составленную схему с соответствующими оговорками и подписью лица, которое внесло изменения.
  4.    Если сотрудник ГИБДД отказывается вносить изменения, можно обжаловать его бездействие.

Куда обжаловать схему ДТП?

   Обжаловать непосредственно схему ДТП нельзя. Можно фактически оспаривать схему, предоставляя доказательства о том, что указанная в ней информация является недостоверной или неполной в ходе рассмотрения других дел.

  •    В процессе рассмотрения дела следует приобщать доказательства о фактических обстоятельствах ДТП, можно просить допросить свидетелей.
  •    Можно обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, можно обжаловать действия должностных лиц, указав на не согласие со схемой ДТП, но административный регламент не говорит о возможности обжалования непосредственно схемы ДТП.
  •    про обжалование выезда на встречку по ссылке

Как запросить схему ДТП? Помощь адвоката

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

   В 21 веке количество машин существенно возросло по сравнению с предшествующим веком. Помимо количества машин возросло количество различных ДТП. Имея ТС и водительское удостоверение, водители ТС не задумываются об авариях, и уж тем более о том, что делать, если произошло ДТП, и что делать после того, как ДТП оформили. При возникновении вопросов, связанных с ДТП можно всегда обратиться к нашим адвокатам, которые

  1. ■ проконсультируют по вопросам, связанным с ДТП, в том числе, по вопросам возмещения вреда, причиненного ДТП;
  2. ■ помогут обжаловать решения и действия должностных лиц, провести судебное представительство по административным делам любой сложности;
  3. ■ проанализируют документы, составленные по ДТП на соответствие требованиям закона;
  4. ■ могут представлять ваши интересы в ГИБДД, в суде, в страховых компаниях, в переговорах с другими участниками ДТП.
  5. Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Можно ли оспорить схему ДТП

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

Схема ДТП — очень важный документ, от которого во многом зависит судьба участников дорожного инцидента, их степень вины, штрафные санкции, судебные выплати и тому подобное. Можно ли оспорить «аварийный» рисунок, если один из водителей с ним категорически не согласен, и на что следует обратить внимание, составляя схему, выяснил портал «АвтоВзгляд».

Для начала напомним, что схема ДТП это графическое изображение аварии, на котором образно запечатлены автомобили участников инцидента, дорожные знаки, номера домов, разметка и прочие детали обстановки на момент столкновения. В том числе и на основе этой схемы инспектор ГИБДД устанавливает виновника, а потому очень важно проследить, чтобы в документ были внесены все необходимые данные.

Если участники аварии сумели договориться и решили оформить инцидент по «европротоколу», который подразумевает составление схемы ДТП водителями, то, как правило, никаких споров у них не возникает и по поводу этого рисунка. Другое дело — гаишник, имеющий свой взгляд на произошедшее. За его действиями в процессе творения следует наблюдать очень внимательно.

Московский Комсомолец

Далеко не все аварии заканчиваются еле заметными царапинами на бампере — нередко водителей забирают с места ДТП на «скорой», или же автомобилисты, пребывая в легком шоке, теряют способность к адекватному восприятию происходящего. В общем, не могут участвовать в составлении схемы или делают это неосознанно. По этой причине уже после оформления инцидента порой возникают разногласия, и автовладельцы пытаются оспорить рисунок.

Скажу скажем, что это вполне реально, ведь схема ДТП, как мы уже сказали, является документом. Увы, но решить этот вопрос можно лишь в суде, подав хадатайство о внесении изменений в изображение или о признании незаконными действий сотрудников ГИБДД, если таковая имела место. Обратится за справедливостью к Фемиде можно в течение трех лет с момента происшествия.

Московский Комсомолец

Разумеется, чтобы удовлетворить прошение водителя, судье необходимо ознакомится с дополнительными материалами — доказательствами правоты автовладельца, несогласного со схемой. Это могут быть фотографии с места аварии, медицинские справки, показания свидетелей, записи с видеорегистраторов проезжавших машин, ленты с уличных камер видеонаблюдения.

Как показывает судебная практика, реальные шансы добиться внесения изменений в схему ДТП в таком порядке у водителей есть. Однако для пущей уверенности лучше заручиться поддержкой хорошего юриста, который поможет и собрать материалы-доказательства, и правильно составить все необходимые документы.

Добавим, что гораздо проще оспаривать схему ДТП, если в момент оформления инцидента недовольный ею участник сразу же сделал в протоколе пометку о своем несогласии с ней. Алгоритм действий при обжаловании будет тем же — то есть, без суда в любом случае не обойтись. Но шансы, что Фемида встанет на вашу сторону, мгновенно возрастут.

Дорожные испытания японского пикапа Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП Дорожные испытания японского пикапа

Схема дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

В настоящей статье мы дадим практические советы, которые помогут участникам дорожно-транспортного происшествия реализовать свои права и позволят избежать распространенных ошибок, допускаемых ими при оформлении схемы ДТП.

Сделали понятым по ДТП на основе рисунка ДТП

  • Любое дорожно-транспортное происшествие влечет за собой необходимость его документирования в установленном законом порядке.
  • Основным документом, который составляется на месте происшествия, является схема ДТП.
  • Несоблюдение требований закона касающихся данного документа влечет его недействительность.
  • Под схемой дорожно-транспортного происшествия (ДТП) понимается графическое отображение плана местности, дорожной обстановки, транспортных средств, следов и предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.
  • Являясь основополагающим доказательством, схема происшествия включает в себя ряд исходных данных, без которых производство по делу невозможно.
  • Данный источник доказательств должен соответствовать критериям информативности и объективности, то есть содержать в себе максимально полные и достоверные сведения о картине на месте дорожно-транспортного происшествия.
  • Закон устанавливает ряд требований к форме, содержанию и порядку составления исследуемого нами документа.

Рекомендации по составлению cхемы ДТП

Как показывает практика, лицам, принимающим участие в составлении схемы происшествия, следует знать:

  1. Зарисовывается схема на специальном бланке.

    Бланк схемы ДТП утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации, исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее Административный Регламент МВД РФ).

    1. Составляется и подписывается должностным лицом, в производстве которого находится дело о ДТП.
    2. Являясь приложением к протоколу осмотра места происшествия, схема составляется сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.
    3. Если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили тяжкие последствия — кому-либо из его участников причинен вред жизни и (или) здоровью, схему ДТП составляет дежурный следователь (дознаватель) прибывший на место происшествия в составе следственно-оперативной группы.
    4. Схема, составленная участниками происшествия, не может заменить собою схему, которую оформляет должностное лицо (сотрудник ГИБДД, следователь, дознаватель), в соответствии с возложенными на него законом полномочиями.
    5. Участник ДТП не является лицом, осуществляющим производство по делу.
    6. Не стоит терять времени на составление дублирующих схем ДТП в режиме онлайн.
    7. Для зарисовки схемы, ее составителю достаточно иметь лист бумаги и авторучку.
  2. Оформляется с участием понятых.

    При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия присутствуют понятые, привлекаемые сотрудником ГИБДД, следователем (дознавателем) в порядке, предусмотренном законом.

    Процессуальный статус понятых, их права и обязанности определены в нормах Кодекса РФ об административных правонарушений (статья 25.

    7), Административного Регламента МВД РФ (пункт 111),Уголовно- процессуального кодекса РФ (статья 60).

    • Исходя из анализа перечисленных выше норм закона понятой — это лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, не заинтересованное в конечном результате по делу.
    • Максимальное число понятых не регламентировано законом, однако их должно быть не менее двух.
    • Понятые удостоверяют процесс производства (составления схемы ДТП), содержание (проведение замеров, определения положения автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части дороги, фото и видео съемку) и результат (внесение достоверных данных в бланк схемы ДТП) процессуального действия.
    • На практике должностные лица, осуществляющие производство на месте дорожно-транспортного происшествия (сотрудники ГИБДД, следователь, дознаватель), зачастую игнорируют требования пункта 111 Административного регламента МВД РФ.
    • Не указывая в протоколе осмотра места происшествия и схеме сведений о документе, удостоверяющим личность лица, привлекаемого к участию в деле в качестве понятого, они ограничиваются, в лучшем случае, установлением личности по водительскому удостоверению.
    • При этом в протокол (схему ДТП) сведения, о месте жительства понятого, вносят с его слов.
    • Данная практика порочна и недопустима.

    В силу разного рода причин людям свойственно путать понятия «место регистрации» и «место проживания». Эти понятия нетождественны.

    1. Зачастую на роль понятых люди идут без особого желания.
    2. Участие в деле в качестве понятого сопряжено с временными затратами и порождает обязанность гражданина являться по повесткам в следственные органы и суд.
    3. Неисполнение данной обязанности влечет за собой наложение штрафа в отношении лица, уклоняющегося от вызова следователя (суда) и осуществлении принудительного привода гражданина в органы следствия (суда).
    4. При таких «привилегиях» нельзя исключить возможности умышленного искажения лицом, привлекаемым к делу в качестве понятого, сведений о его месте жительства.
    5. Единственным документом, удостоверяющим личность гражданина и, содержащим сведения о его месте регистрации по месту проживания, является паспорт гражданина РФ.

    Из сказанного выше следует, что именно сведения о паспорте в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе (схеме ДТП). Невыполнение данного требования может повлечь в дальнейшем ряд негативных последствий.

    Например, понятого невозможно вызвать для допроса в качестве свидетеля, что значительно затрудняет дальнейшее производство по делу и ограничивает доказательственную базу.

    Несоблюдение требований закона позволяет виновнику дорожно-транспортного происшествия и его защитнику опротестовать схему ДТП, выполненную с нарушением требований закона и признать ее недопустимым доказательством.

    • Документируется с привлечением заинтересованных лиц, круг которых определяет должностное лицо, производящее осмотр места ДТП.
    • К оформлению схемы ДТП привлекаются его участники и иные заинтересованные лица.
    • При наступлении тяжких последствий, осмотр места происшествия и составление его схемы, производится с участием специалистов.
    • В качестве специалистов могут привлекаться сотрудники ГИБДД, эксперт – криминалист, специалист – автотехник.
    • Подробности в статьях:
    • Автотехническая экспертиза при ДТП
    • Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
    • Сотрудники ГИБДД, следователи, дознаватели, упрощая процедуру оформления схемы ДТП, не принимают должных мер по установлению и привлечению заинтересованных лиц к составлению плана-схемы места происшествия.
    • Такой подход можно условно назвать ограничительным.
    • Часто схема ДТП составляется наскоро, с участием «не заинтересованных в исходе дела» и безразличных ко всему происходящему понятых.
    • Водители транспортных средств – участники ДТП, находясь в состоянии стресса от пережитой аварии, не всегда способны объективно оценить сложившуюся обстановку.

    Специалист это лицо, обладающее специальными познаниями в определенной области (автотехники, криминалистики, судебной медицины…)

    Таким образом, создается благодатная почва для разного рода злоупотреблений. Не следует недооценивать последствия ограничительного подхода при определении круга лиц, привлекаемых к участию для фиксации обстановки на месте ДТП.

    1. Также, к процедуре собирания сведений, подлежащих внесению в схему, наряду с водителями — участниками дорожно-транспортного происшествия, должны привлекаться пешеходы и пассажиры транспортных средств, пострадавшие в результате аварии.
    2. Все они являются полноправными участниками происшествия.
    3. К числу заинтересованных лиц, не принимавших непосредственного участия в исследуемом нами событии, относятся собственники транспортных средств, работодатели, представители предприятий и организаций, имуществу которых причинен вред, представители дорожных служб.

    Для них событие ДТП может порождать права и обязанности. Заинтересованные лица могут реализовывать свои права через представителей и адвокатов.

  • Общим показателем эффективности действий каждого из лиц, участвующих в производстве по делу о ДТП, является степень его активности и инициативности.
  • Действия участников, привлеченных к составлению схемы происшествия, не должны сводиться к молчаливому присутствию и созерцанию ими происходящего.
  • Необходимо записывать результаты всех замеров, вносимых в схему, контролировать процесс осмотра места ДТП.
  • Действенным методом контроля, обеспечивающим полную и достоверную фиксацию обстановки на месте ДТП, является фотосъемка и видеозапись.
  • Если у Вас нет возможности произвести фото–видео фиксацию, можно нарисовать схему ДТП самостоятельно.
  • Неотъемлемым и обязательным атрибутом схемы, составленной на месте дорожно-транспортного происшествия, является наличие в ней подписей.
  • Схема подписывается должностным лицом, понятыми и всеми заинтересованными лицами, которые принимали участие в осмотре места происшествия.

На что следует обратить внимание при ознакомлении со схемой ДТП

Перед подписанием схемы ДТП необходимо ознакомиться с ее содержанием и обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Убедитесь в том, что схема составлена надлежащим образом и подписана должностным лицом (сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем).
  • Проверьте наличие подписей понятых, сведений о документах, удостоверяющих личности и места их жительства.
  • Обратите внимание на то, чтобы данные в схеме, соответствовали данным, которые были зафиксированы Вами в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия.
  • Если при ознакомлении со схемой места происшествия Вами будет выявлено несоответствие условиям, перечисленным в п.п. 1-3, необходимо в соответствующей графе написать « Со схемой не согласен», удостоверить несогласие и факт ознакомления подписью. В дальнейшем — оспорить схему ДТП.
  • При соответствии схемы п.п. 1-3 напишите: «Со схемой согласен», удостоверьте согласие и факт ознакомления своей подписью.
  • Сфотографируйте схему (при наличии возможности).
  1. Предложенный порядок ознакомления и подписания схемы ДТП является наиболее целесообразным, так как позволяет избежать злоупотреблений и фальсификаций со стороны третьих лиц, ограничивает возможность внесения последующих изменений и дополнений в оригинал документа.
  2. Иногда, при отсутствии необходимых условий, на месте происшествия рисуется черновик — образец схемы ДТП, который в последующем перечерчивается «набело».
  3. При этом все требования, предъявляемые к схеме ДТП, должны быть неукоснительно соблюдены.
  4. Черновик схемы ДТП приобщается к материалам дела.
  5. Как оспорить вину в дорожно-транспортном происшествии
  6. Порядок обжалования постановления ГИБДД
  7. Возмещение ущерба при ДТП
  8. От того, насколько правильно и полно составлена схема ДТП зависит успех в доказывании вины в процессе производства по гражданским и административным делам.
  9. В заключение хочу отметить, что сведения, изложенные в настоящей статье, касающиеся вопросов о схеме ДТП, не носят исчерпывающий характер.
  10. Если после ознакомления со статьей у Вас появятся дополнительные вопросы по схеме ДТП или Вам необходима будет наша помощь, заполните форму записи на бесплатную консультацию.

Что грозит за ложные показания при ДТП

Время чтения: 6 мин.

Ложь участника или свидетеля аварии может быть выгодна виновнику ДТП. Это помогает избежать наказания или получить выплату от страховой компании. Бывает, что инспекторы ГИБДД и сами страховщики заинтересованы в нечестных показаниях. Рассказываем, как распознать такие ситуации и какая ответственность за ложные показания.

Статьи 12.1, 12.7, 12.8, 17.9 КоАП. Статьи 159.5, 303, 307, 327 УК

Оглавление

Когда инспектор опрашивает участников после ДТП, один из них может соврать. Он попытается описать аварию так, как выгодно ему.

Зачем врать. Ложь может быть выгодна тому, кто хочет уйти от ответственности — административной и уголовной. А еще страховая может выставить виновнику регрессный иск, то есть потребовать возмещение по страховой выплате. Такой иск страховая вправе подать на виновника, если, например, тот причинил вред здоровью потерпевшего и не был вписан в полис.

Ответственность. По словам юриста Игоря Мирзоева, нарушителю ПДД, который говорит неправду, ничего не грозит, так как это можно расценивать как защитную позицию. Виновнику ДТП это сойдет с рук, если у потерпевшего не было регистратора и он не смог найти свидетелей.

Кто считается свидетелем. Свидетелем Административный кодекс называет человека, знакомого с обстоятельствами дела, которые устанавливают правоохранители. В Уголовном кодексе формулировка похожая: тот, кому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для расследования.

В качестве свидетеля ДТП водитель привлекает прохожих и других водителей. Сотрудник ГИБДД, который опрашивает свидетелей, обязан зафиксировать показания всех свидетелей и приобщить к материалам административного расследования.

За вранье при опросе на месте ДТП — штраф. Если свидетель при опросе сообщил недостоверные сведения и впоследствии это будет доказано, он получит штраф — до 1 500 рублей. Ложь такого свидетеля можно обнаружить, если показания других свидетелей отличаются.

Опросить свидетелей сотрудник ГИБДД может уже и после того, как участники ДТП разъехались. Если при опросе участников и свидетелей не остается спорных моментов или возражений, все данные заносятся в протокол — расследование можно считать завершенным. Длится такое расследование до месяца.

Административное расследование ДТП и опрос свидетелей нужны чаще всего, если в аварии люди получили легкий или средний вред здоровью, например, пострадавший сломал палец.

За вранье в суде — уголовная ответственность. Если в аварии люди получили тяжкий вред здоровью или погибли, дело будет рассматривать суд. Ложь свидетеля при опросе инспектором на месте, следователю при расследовании или при показаниях в суде может стоить ему штрафа до 80 000 рублей либо ареста до 3 месяцев.

Если ложь свидетеля носит обвинительный характер, наказание строже — до 5 лет заключения. Например, свидетель сообщил инспектору или следователю, что погибший при лобовом столкновении сам выехал на встречную полосу. В действительности было наоборот — на встречную полосу выехал выживший виновник. Если это установят, свидетель станет обвиняемым по новому уголовному делу.

Если до вынесения приговора по уголовному делу свидетель признает свои показания неверными, ответственность с него снимается. Сделать он может это в любой момент — назначить встречу со следователем или признаться на судебном заседании.

Если участник ДТП или должностное лицо, которое расследует дело, сумели изменить обличительный документ, например схему ДТП или признания свидетеля, положено наказание. В уголовном кодексе предусмотрено четыре вида.

Участнику дела или инспектору ГИБДД — до 4 месяцев ареста. Такое наказание предусмотрено по гражданским или административным делам, для следующих лиц:

  • участники дела;
  • лица, которым поручено рассматривать дело. Например, инспектор ГИБДД;
  • те, кто составляют протоколы, например, инспектор ГИБДД на месте ДТП.

Административное дело рассматривает сотрудник ГИБДД, принимая решение — выписывать ли штраф. Гражданские дела рассматриваются в суде.

Следователю, прокурору или защитнику — до 5 лет заключения. Реальный срок за фальсификацию могут получить следователь, адвокат или прокурор по уголовному делу. Такое может произойти, если, например, родственники обвиняемого сумели заинтересовать следователя и тот привлек подставных свидетелей, использовал их лживые показания и так добился свободы для обвиняемого.

Если дело тяжкое — до 7 лет заключения. Такой срок получают те, кто пытался изменить доказательства вины за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Например, следователь может надавить на сотрудников технической экспертизы и те составят заключение об исправности машины.

А в реальности авария произошла по причине, например, заведомо неисправных стеклоомывателей. В результате погиб человек.

Такое же наказание получит участник процесса, чьи действия привели к тяжким последствиям. По данным прокуратуры Нижнекамска, это могут быть:

  • длительное содержание лица под стражей,
  • незаконное осуждение,
  • необоснованное оправдание виновного.

Следователю за привлечение к ответственности невиновного — до 4 лет заключения. Таким способом накажут «оперативника», который пытался вменить вину невиновному, например, заставил подписать признание.

Фиктивное ДТП. Нечестный водитель заявляет повреждения машины как полученные при ДТП. Водитель и все, кто принимают решение о сумме выплат — в сговоре. Например, оценщик фальсифицирует документы о повреждениях, а менеджер их подписывает и направляет все бумаги в отдел по выплатам. Штраф за такое — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.

Фиктивный угон. Машину продают на запчасти и получают компенсацию за угон. Доказать факт мошенничества в таких ситуациях бывает сложно. Штраф за такую аферу — до 120 000 рублей либо срок до двух лет.

Подставной водитель. После ДТП вместо водителя за руль садится владелец авто — тот, чьи данные в полисе ОСАГО. Если обнаружится, что владелец авто передал управление машиной тому, у кого нет прав, он получит штраф — 30 000 рублей.

А если водитель был еще и пьян, владельца оштрафуют на 30 000 рублей и аннулируют права на два года. Доказать это поможет только видеозапись.

Подробнее о таких «рокировках» и штрафах за них читайте в другой нашей статье.

Умышленный вред машине. Автомобиль получает незначительные повреждения, например, царапину. После этого водитель сам на этом месте делает вмятину, чтобы «усилить» эти повреждения и получить выплату. Наказание и статья уголовного фиктивный угон — до 120 000 рублей либо тюрьма сроком до двух лет.

Страховщик направляет в «свой» сервис. Здесь выгодно сразу трем сторонам: водителю, страховому менеджеру и сотрудникам станции техобслуживания. Схема такая: менеджер выписывает сумму ремонта намного больше реальной его стоимости.

Водитель получает компенсацию больше, чем мог бы, например, 150 000 рублей, вместо 70 000. Разницу в 80 000 рублей менеджер и водитель делят пополам. В сервисе машину чинят на реальную сумму. Затем ремонтники подписывают документы, что починили «дорого».

Штраф за эту авантюру — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.

Обычно злоумышленники подделывают:

  • полис ОСАГО. Подделывать полис ОСАГО может быть выгодно, чтобы при проверке инспектор не оштрафовал за его отсутствие на 800 рублей;
  • права. Их чаще всего подделывают после лишения или чтобы не сдавать экзамены в ГИБДД;
  • диагностическую карту. Карту выгодно подделать тому, кто хочет купить полис ОСАГО, но машина из-за многих неисправностей не может пройти техосмотр;
  • свидетельства о регистрации ТС. Машины с поддельным СТС стоят намного дешевле, таких сделок много на границах России со странами СНГ.

За эти махинации дают до 2 лет тюремного заключения.

Запомнить

  1. Участники аварии дают ложные показания, чтобы уйти от ответственности или получить страховую выплату.
  2. Если лжет свидетель, скорее всего, он в сговоре с участников ДТП. Наказание за такое вранье — до 5 лет заключения.
  3. За фальсификацию документов, которые оформляются при ДТП — протокол, схема ДТП или реальные показания свидетелей — виновный понесет уголовную ответственность. Самое строгое наказание — до 7 лет тюрьмы.
  4. За подделку прав, полиса ОСАГО, диагностической карты или свидетельства о регистрации положено уголовное наказание — до двух лет тюрьмы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *