Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Источник: Фотобанк Московской области , Алла Федина

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кто в Подмосковье может получить эту льготу и какие документы понадобятся для ее оформления, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Как присоединиться к инженерным сетям онлайн в Подмосковье>>
  • Размер компенсации

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

квитанция ЖКУ

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляется гражданам при наличии у них соответствующего льготного статуса. При этом размер компенсации может различаться в зависимости от категории льготы и составлять 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

Кто может получить

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

Ветеран ВОВ

Источник: Фотобанк Московской области

Список категорий граждан, которые могут получить компенсацию, очень обширен. Важно, что все они должны иметь регистрацию по месту жительства в Московской области.

  1. Получить компенсацию за оплату жилого помещения, взносов за капремонт и коммунальных услуг могут:
  2. — инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  3. — инвалиды боевых действий;
  4. — военнослужащие, ставшие инвалидами при исполнении обязанностей;
  5. — награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. — бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  7. — члены семей погибших в Великой Отечественной войне;
  8. — инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, несовершеннолетние ВИЧ-инфицированные;
  9. — лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию радиации на ЧАЭС;
  10. — ветераны труда и военной службы, при достижении ими пенсионного возраста;
  11. — труженики тыла;
  12. — реабилитированные лица, а также признанные пострадавшими от политических репрессий;
  13. — жители сельской местности;
  14. — педагоги и другие работники сельских образовательных учреждений.
  15. Компенсация оплаты жилого помещения и взносов за капремонт назначается:
  16. — ветеранам боевых действий;
  17. — одиноким неработающим пенсионерам.
  18. Оплата взносов на капитальный ремонт компенсируется:
  19. — 50% — собственникам жилых помещений старше 70 лет;
  20. — 100% — собственникам жилья старше 80 лет.
  21. Компенсация по оплате коммунальных услуг положена:
  22. — многодетным семьям, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения ими возраста 18 лет (учащиеся по очной форме до 23 лет);
  23. — почетным донорам;
  24. — награжденным медалью «За оборону Москвы», званием «Почетный гражданин Московской области».
  25. Благоустройство дворов в Подмосковье: ремонт подъездов, ликвидация ям и новые контейнеры>>
  26. Документы

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

свет, лампочка, отключение света, свеча, Москва

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

  • Для того, чтобы получить компенсацию, понадобятся следующие документы:
  • • заявление о предоставлении компенсации расходов;
  • • паспорт;
  • • выписка из домовой книги (документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан);
  • • договор с кредитной организацией на открытие банковского счета на имя заявителя или банковскую карту на имя заявителя;
  • • документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • • сведения о гражданстве;
  • • сведения, подтверждающие место жительства или пребывания на территории Московской области;
  • • документы, подтверждающие право заявителя на льготы.
  • Дополнительно, в зависимости от льготной категории гражданина, будут нужны:
  • • трудовая книжка;
  • • пенсионное удостоверение;
  • • справка о размере пенсии, выданная пенсионным фондом РФ;
  • • свидетельство о рождении детей;
  • • распоряжение органа социальной защиты об установлении опеки и назначении опекуна;

• справка из образовательного учреждения, подтверждающая обучение по очной форме. Предоставляется ежегодно в сентябре.

  1. Как оформить пенсию по потере кормильца в Подмосковье>>
  2. Куда обратиться

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

МФЦ

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области

  • Для того, чтобы оформить компенсацию по расходам за оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нужно обратиться в Многофункциональный центр Московской области или прийти с комплектом документов в территориальное отделение соцзащиты.
  • Как получить социальный налоговый вычет в Московской области>>

Куда звонить, если не пришла социальная выплата

Мер государственной поддержки граждан в России существует много, и разобраться, по какому ведомству какое из них проходит, иногда сложно. Поэтому когда задерживается выплата пособий, куда звонить — вопрос не праздный.

Подобная путаница — отчасти оборотная сторона удобства электронных сервисов государственных и муниципальных услуг и Многофункциональных центров. Множество льгот и пособий оформляем на ЕПГУ, в МФЦ, а некоторые — и в отделе кадров на работе, а потом выясняем, почему не перечисляют социальные выплаты и где искать концы.

Есть и объективные причины: одна и та же дотация или льгота из федерального и из регионального бюджетов выплачивается разными «путями». В большинстве случаев общее правило: если льгота работает и на федеральном, и на региональном уровнях, то в первом случае она в ведении ПФР, а во втором — соцзащиты. Самые распространенные примеры:

  • федеральный и региональный материнский капитал;
  • доплата к пенсии до прожиточного минимума: если ваша пенсия ниже и местного, и общероссийского ПМ, то доплачивать вам будет ПФР. Если не пришла социальная выплата к пенсии, которая выше общероссийского ПМ, но меньше, чем в среднем по вашему субъекту РФ, то обращайтесь в соцзащиту.

В 2021 году в ряде регионов в экспериментальном порядке оформление местных льгот передается в Пенсионный фонд. Узнавайте.

Чтобы понимать, куда звонить, если выплаты не пришли, и что с этим делать, важно не только знать, через какое ведомство поступают деньги, но и правильное название — субсидия, компенсация, пособие, кому и на что.

Например, куда звонить по поводу детских выплат, — смотря каких:

  • единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное по уходу за малышом до 1,5 лет неработающим родителям, ежемесячные пособия нуждающимся семьям на детей от 3 до 7 и от 8 до 17 лет начисляет соцзащита;
  • «декретные» — больничный по беременности и родам, единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные до 1,5 лет работающим мамам и индивидуальным предпринимателям, которые платят добровольные взносы с ФСС — Фонд социального страхования;
  • материнский капитал, компенсации на детей-инвалидов и разовые «путинские» 10 000 рублей в ведении ПФР.

По каждой выплате и в соцзащите, и в ПФР, и в ФСС и т. д. существует четкий график начислений, опубликованный на их сайтах в вашем регионе. В графиках прописаны даты, названия льгот, районы проживания получателей и банки, через которые проходят пособия.

Когда льгота согласована и подтверждена, вас проинформируют, с какого по какое число поступают средства.

Если в положенный срок ни на карту, ни на счет социальная выплата не пришла, куда обратиться в первую очередь: в отделение (или личный кабинет) банка. Возьмите распечатку о том, что в положенное время деньги не поступили. Это сделает дальнейший разговор в государственных органах более предметным.

С 2018 года в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Цель нового сервиса — помочь гражданам вовремя узнавать о положенных им льготах, кому и куда обращаться по этому поводу, сроки назначения, как оформить и т. д. Первичная информация о мерах господдержки в вашем регионе и в вашей конкретной ситуации доступна через окно «Социальный калькулятор». Для этого достаточно указать место жительства (субъект РФ и район) и ответить на вопросы анонимной анкеты. В личном кабинете есть информация о конкретных видах, размерах, сроках пособий, основаниях их назначения и т. д.

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

Почему не пришли социальные выплаты

Возможных причин несколько:

  • если не поступили деньги по вновь оформленной льготе, в большинстве случаев дело либо в том, что ваше заявление и документы еще проверяют, и необходимо подождать, либо вы не предоставили полный пакет документов;
  • если перечисления уже шли, а потом прекратились, возможно, дело в том, что изменились обстоятельства или основания и порядок для назначения льготы, как это произошло, например, с детскими пособиями нуждающимся семьям;
  • человеческий фактор и сбои в электронных системах никто не отменял.

В любом случае, если вы подали документы, у вас их приняли, прошло время, но не приходят социальные выплаты, что делать, — выяснять.

Пользуйтесь электронными сервисами госорганов с вопросами-ответами и дозванивайтесь на многоканальные телефоны или номера кол-центров — вас проинформируют о сроках предоставления каждой из мер поддержки и объяснят, почему соцвыплаты задерживаются. Даже если обратились не по адресу, подскажут направление поисков.

Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

Компенсация за жкх – это одна из наиболее распространенных мер помощи, которую предлагает соцзащита государства.

Читайте также:  Правомерно ли взыскание с поручителей исполнительского сбора, если фирма погасила кредит?

Одно из её главных преимуществ заключается в том, что получить её могут многие, а не только небольшой процент граждан. В 2021 году с 1 января планируют ввести изменения в действующее законодательство по этому вопросу.

Потому граждане, которые заинтересованы в получении компенсации по жкх, должны ознакомиться с нововведениями.

Обычно компенсация оплаты жкх предназначена для малоимущих граждан, но получать выплаты автоматически, только потому, что вы относитесь к определенному слою населения, не получится. Компенсацию нужно оформить, собрав стандартный набор документов (включая заявление), обратившись в государственные инстанции и получив решение о получении возмещении выплат по жкх.

Оформление помощи от государства часто связано с разнообразными рабочими бюрократическими моментами. Разобраться в них неосведомленному человеку сложно, потому компенсацию он не получит, хотя по справедливости может на неё рассчитывать.

Потому так важно заранее разобраться в новых правилах получения компенсации по жкх, что вступают в силу с 1 января 2021 года. Если будете готовы, у вас появится гораздо меньше шансов получить отказ при оформлении компенсации по коммунальным платежам.

Особенно если идет речь о пенсионерах, ветеранах или малоимущих, для которых рассматриваемая субсидия и предназначалась.

Произошла переплата компенсации по оплате жкх по вине соцзащиты

Отказы в оформлении компенсации ЖКХ

Компенсация за жкх в 2021 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться.

Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран.

Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.

Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения.

Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов.

Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.

При оформлении компенсации учитывается наличие у человека работы. Если трудоспособный, но неработающий гражданин запрашивает компенсацию жкх, не находясь на учете в службе занятости, высока вероятность, что в получении помощи будет отказано.

Следующая причина, по которой могут отказать в оформлении компенсации по жкх – если получатель субсидии не вовремя вносит плату по тарифам. Чтобы получать компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином.

А это значит, что придется вносить плату по счетам вовремя, без просрочек, и долгов. Если долги растать, получить субсидию будет практически невозможно.

Это не совсем рационально, поскольку компенсация предназначена для граждан, которые из-за своего плачевного финансового положения, не могут самостоятельно справиться с коммуналкой.

Именно момент с наличием долгов по коммуналке будет исправлен в поправках, вступающих в силу с 1 января 2021 года. Видимо власти поняли, что ходят по кругу, запрещая получить помощь малоимущим людям, пенсионерам и ветеранам, у которых есть задолженность. Малоимущий гражданин готов платить, но не может этого сделать, поскольку выплата слишком большая.

Что изменится в компенсации ЖКХ

Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.

Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.

Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.

Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу.

Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает.

Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов.

Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи.

Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2021 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Получить юридическую помощь по вопросам ЖКХ можно на нашем сайте.

Вс разъяснил, когда гражданин не обязан возвращать деньги, излишне выплаченные в качестве соцподдержки

13 июля Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу гражданки, с которой нижестоящие инстанции взыскали жилищно-коммунальную выплату в качестве неосновательного обогащения (Определение № 78-КГ20-21-КЗ).

Переплата образовалась из-за переезда в другой регион

5 февраля 2015 г. Центр социальной поддержки населения г. Мурманска назначил Маргарите Монаховой как ветерану подразделений особого риска пожизненную ежемесячную жилищно-коммунальную выплату. В свою очередь, женщина обязалась сообщать учреждению обо всех изменениях, влияющих на право получения соцподдержки, в том числе о переезде в другой регион.

В январе 2016 г. Маргарита Монахова продала свою квартиру в Мурманске и зарегистрировалась по новому месту жительства в г. Санкт-Петербурге.

25 февраля 2016 г. отдел соцзащиты населения администрации Московского района г. Санкт-Петербурга запросил в Центре социальной поддержки населения г. Мурманска социальное дело Маргариты Монаховой и справку с указанием срока прекращения выплат. В том же письме отдел соцзащиты проинформировал мурманское учреждение о новом месте жительства гражданки.

27 февраля 2016 г. женщина обратилась МФЦ Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении полагающихся ей как ветерану подразделений особого риска мер социальной поддержки по месту жительства, и ей была назначена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата с 1 февраля того же года.

В письме от 11 марта 2016 г.

мурманский центр соцподдержки сообщил санкт-петербургскому отделу соцзащиты, что Маргарита Монахова получала ежегодную оплату дополнительного отпуска, а также ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров и в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. С 1 апреля учреждение прекратило перечислять указанные выплаты. Дополнительно за 2016 г. Маргарите Монаховой была начислена ежегодная компенсация за вред здоровью

В сентябре 2018 г. центр соцподдержки принял решение о прекращении предоставления Монаховой ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты «задним числом» – с 1 марта 2016 г. При этом фактически деньги перечислялись ей по август 2018 г. включительно.

В начале и конце октября 2018 г. центр направил Маргарите Монаховой одинаковые письма с требованием о возврате необоснованно полученной ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты за период с 1 марта 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 65 тыс. руб. В декабре 2018 г. учреждение обратилось с досудебной претензией о возврате данной суммы.

В январе 2019 г. Маргарита Монахова направила жалобу в Министерство социального развития Мурманской области. По ее мнению, переплата возникла из-за того, что специалисты центра ненадлежаще исполнили свои обязанности, поскольку, узнав о ее переезде, не прекратили перечислять выплату.

Министерство провело проверку и в феврале того же года сообщило заявительнице, что ее вины в переплате за период постоянного проживания в Санкт-Петербурге нет, однако, поскольку деньги получены необоснованно, их необходимо вернуть в областной бюджет.

Три инстанции посчитали переплату неосновательным обогащение

Тогда же, в феврале 2019 г., центр соцподдержки обратился в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском о взыскании с Маргариты Монаховой переплаты как неосновательного обогащения. Суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Читайте также:  Является ли плагиатом название книги, состоящее из нескольких общеизвестных слов?

Первая инстанция посчитала, что после снятия с регистрационного учета по месту жительства в Мурманске ответчик утратила право на получение мер соцподдержки на территории этого города.

При этом о перемене места жительства центру соцподдержки она не сообщила и более двух лет получала ежемесячную жилищно-коммунальную выплату без законных оснований.

В связи с этим суд пришел к выводу, что полученные в спорный период денежные средства являются неосновательным обогащением.

При этом суд не стал применять п. 3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Эта выплата, по мнению суда, была для ответчика не источником средств к существованию, а мерой соцподдержки.

Тот факт, что центр должен проверять обоснованность назначенных выплат, не снимает с гражданина обязанность сообщать об изменении своего места жительства, подчеркнула первая инстанция.

Решение устояло в апелляции и кассации, поэтому Маргарита Монахова обратилась в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда.

ВС обратил внимание на действия центра соцподдержки

Изучив обстоятельства дела, Суд пришел к выводу, что нижестоящие инстанции неверно истолковали и применили материальное право, а также существенно нарушили процессуальные нормы.

Так, пояснил ВС, суды пришли к неправильному выводу о том, что полученная в спорный период выплата не являлась для ответчика источником средств к существованию, и на этом основании необоснованно отказали в применении п. 3 ст. 1109 ГК.

По смыслу указанной нормы возврату не подлежат те суммы, которые предназначены для удовлетворения «необходимых потребностей» гражданина и возвращение которых поставит его в трудное материальное положение, отметила судебная коллегия.

При этом входящая в систему мер соцподдержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг призвана обеспечить надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, то есть по правовой природе относится к средствам существования гражданина, посчитал Верховный Суд.

Высшая инстанция согласилась с тем, что переезд гражданина на новое место жительства за пределами Мурманской области является основанием для прекращения социальной поддержки со стороны данного региона.

Об изменении места жительства ответчик действительно обязана была сообщить в мурманский центр соцподдержки в 14-дневный срок с момента наступления данного обстоятельства.

Вместе с тем, подчеркнул ВС, центр также обязан самостоятельно получать соответствующие сведения и проверять представленную гражданами информацию, в том числе в ходе межведомственного взаимодействия.

Иными словами, пояснил Верховный Суд, законодательство не позволяет взыскивать с физических лиц денежные средства – в данном случае ежемесячную жилищно-коммунальную выплату – в качестве неосновательного обогащения, если переплата обусловлена поведением уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления и не связана с противоправными действиями данного гражданина. Только в случае установления недобросовестных действий последнего, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, полученные в результате таких действий суммы подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК.

При этом, добавил ВС, поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания обратного на центр соцподдержки.

Суждение нижестоящих инстанций о том, что обязанность центра проверять обоснованность выплат не снимает с гражданина обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства, а также что неисполнение ответчиком такой обязанности указывает на ее недобросовестность, свидетельствует о несоблюдении требований ст. 67 ГПК РФ об оценке доказательств и формальном подходе судов к рассмотрению дела, подытожил ВС.

  • На этом основании дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию иным составом суда.
  • Адвокаты выразили надежду, что подход ВС скорректирует правоприменительную практику и защитит права социально уязвимых категорий граждан
  • В комментарии «АГ» адвокат АП Волгоградской области Юлия Севастьянова обратила внимание на то, что в данном определении ВС использовал несколько позиций, выработанных Конституционным Судом РФ: «Это особо важно в свете нередкого игнорирования практики КС судами общей юрисдикции».

Кроме того, добавила она, Верховный Суд, используя расширительное толкование закона, отнес компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к средствам существования гражданина. Данный вывод поможет гражданам, находящимся в социально уязвимом положении, защитить свои права и по иным категориям дел, считает адвокат.

«Нельзя обойти вниманием критический подход ВС относительно суждения нижестоящих инстанций о том, что обязанность проводить проверки обоснованности назначенных выплат не снимает с их получателя обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства.

Верховный Суд справедливо указал, что неисполнение этой обязанности не может автоматически указывать на недобросовестность поведения получателя выплат. Добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты презюмируется, поэтому бремя доказывания обратного возлагается на истца», – отметила Юлия Севастьянова.

Эту позицию ВС можно использовать не только «чернобыльцам», но и иным категориям получателей различных видов материальной помощи от государства, полагает эксперт.

Адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова указала, что ​Верховный Суд четко дал понять: госструктуры, у которых имеются необходимые информационные ресурсы, должны исполнять свои обязанности.

«Надеюсь, это определение побудит суды тщательнее анализировать обстоятельства дела и доказательства относительно граждан, пользующихся мерами соцподдержки, и ликвидирует уклон, направленный на экономию бюджетных средств», – добавила эксперт.

​По ее мнению, также крайне важно, что ВС определил правовую природу спорных платежей и отнес их к средствам существования получателей мер социальной поддержки. «Такая ясность, очевидно, внесет определенные коррективы в правоприменительную практику», – подытожила Марина Сомова.

Убрать переплату, вернуть субсидию и заплатить за обиду: ВС помог пенсионерам

При том, что закон наделяет пенсионеров многими льготами, на деле право на их получение нередко приходится отстаивать в суде. И далеко не всегда удается склонить весы правосудия в свою сторону: судебная практика по социальным спорам очень капризна.

Поэтому нельзя не отметить ряд недавних решений Верховного суда РФ, вынесенных в пользу пенсионеров. Они будут полезны тем, у кого на данный момент имеются схожие проблемы с органами соцзащиты.

Переезд не всегда означает переплату

Право на региональные льготы связано с определенным местом жительства. Поэтому нередко переезд приводит к неприятным последствиям в виде требования возместить переплату (если пенсионер не уведомил орган соцзащиты о смене места жительства).

Но суды не всегда разделяют позицию соцзащиты. И вот свежий пример:

Гражданка, ветеран труда, получая 50%-ную компенсацию на оплату коммунальных услуг, сменила регистрацию и переехала к сыну. При этом у нее остался прежним не только регион, но и город проживания.

Переехав на буквально на соседнюю улицу, женщина даже не подумала, что нужно известить об этом отдел соцзащиты. Но те, узнав о переезде спустя некоторое время, выставили ей задолженность (компенсация за квартплату по новому месту жительства ниже).

Пенсионерка обжаловала решение об удержании у нее переплаты в суд. Верховный суд встал на ее сторону:

перемена места жительства произошла в пределах одного населенного пункта. У органов соцзащиты в рамках межведомственного взаимодействия с МФЦ есть возможность получать информацию о смене регистрации, не дожидаясь обращения гражданина. Учитывая пожилой возраст гражданки и то, что согласия на удержание переплаты она не давала, суд признал решение соцзащиты незаконным (дело 41-КГ17-45).

Три года могут давно истечь, если правильно посчитать

К требованиям о взыскании переплаты социальных выплат применяется общий срок исковой давности (3 года).

Но отсчитываться он должен с того момента, когда орган соцзащиты не узнал фактически, а должен был узнать о переплате.

Так, с января 2010 г.

пенсионер получал региональную соцдоплату к пенсии, которая назначается только неработающим. С марта того же года он устроился на работу, а в отдел соцзащиты не сообщил.

В сентябре 2012 г. ему приостановили начисление регдоплаты (получили сведения о трудоустройстве из МФЦ) и запросили копию трудовой книжки. Но копию они получили только в 2016 г., когда пенсионер явился на личный прием в отделение соцзащиты.

С иском о взыскании переплаты обратились в январе 2017 г. Верховный суд признал, что они пропустили 3-летний срок исковой давности: должны были узнать о трудоустройстве пенсионера уже в 2012 г., а иск подали лишь в 2017 г.

Значит, во взыскании переплаты следовало отказать (дело 5-КГ19-32).

Обидеть пенсионера может каждый, но придется заплатить

Центр соцзащиты перестал пенсионеру начислять субсидию на оплату коммунальных услуг, т.к. поступили сведения, что у него долги по взносам на капремонт.

Гражданин обжаловал решение соцзащиты в суд, и там выяснилось, что никакой задолженности нет (он не являлся собственником жилого помещения — значит, платить за капремонт не обязан).

Суд постановил восстановить субсидию. Но взыскать компенсацию морального вреда отказался (не нарушены личные права гражданина — только имущественные).

А Верховный суд РФ признал право пенсионера на компенсацию морального вреда:

социальные права неразрывно связаны с личными правами, т.к. обеспечивают определенный жизненный уровень гражданина. А значит, направлены на поддержание его здоровья и благосостояния (дело 16-КГ19-2).

Читайте также:  Права не отдают без справки об оплате штрафа, но у приставов нет исполнительного листа

Поэтому за нарушение своих социальных прав граждане теперь могут дополнительно требовать в суде компенсацию морального вреда.

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям.

Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

  • Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.
  • Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
  • По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.
  • Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца.

Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила.

А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

  1. То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.
  2. Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.
  3. Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

  • На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.
  • Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
  • Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

  1. В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.
  2. Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.
  3. Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР. 
  4. Алиса Фокс

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *