Практическое обучение

Практические форматы обучения

Практическое обучение В обучении важна практика. Ее очевидная польза — закрепление пройденного, проверка знаний. Есть и неочевидная: практика помогает переключиться, выдохнуть и благодаря этому сохранить вовлеченность. Процитируем нашего методиста: «Обучение — как погружение под воду, иногда нужен глоток воздуха». В этой статье разберем форматы, которые обеспечивают ученику практику — и помогают оценить его в деле.

Форматы для подачи теории разбирали здесь. А еще у нас есть статья про подбор формата обучения — какие вопросы себе задать, чтобы из множества разных форматов выбрать подходящий.

Для чего подходят: универсальный формат для контроля знаний, промежуточного или по итогам всего обучения. А еще можно делать мини-тесты внутри урока, для самопроверки, а заодно для отдыха и профилактики падения вовлеченности.

Что важно знать: задача теста — проверить не теорию (определения, факты), а то, может ли человек ее применять. Поэтому важно правильно составить вопросы. Сделать это поможет литература по теме или методист. Для тестов, результаты которых влияют на кадровые решения, надежнее привлечь методиста.

Практическое обучение

Как создаются: функционал для создания тестов есть на платформах для дистанционного обучения (они же СДО). Если компания пока не пользуется СДО, создать тест можно в специальном сервисе.

Они бывают бесплатные, правда, с ограничениями. Мини-тесты для самопроверки, без сохранения статистики можно создавать в Тильде (вообще это конструктор для сайтов, но там часто собирают обучающие лонгриды).

* Симулятор диалогов. Их развитие и итог зависит от того, какие ответные реплики выбирает ученик. Подробнее о том, как тренажер устроен изнутри и как работает, можно почитать здесь.

Для чего подходит: для обучения коммуникативным навыкам. Помогает закрепить учебный материал и отработать технику общения, а еще проверить, как усвоена теоретическая база. Маст хэв для обучения тех, у кого работа завязана на общении и часто повторяются похожие ситуации: для продавцов, операторов колл-центра, сейлзов, руководителей.

Что важно знать: диалоговый тренажер не заменяет живую практику, она все равно будет нужна для полноценного освоения нужных навыков коммуникации. Но благодаря тренировкам человек доходит до практики более подготовленным.

Как создается: есть специальные сервисы для создания диалоговых тренажеров, за бесплатно — ограниченный пакет, платная подписка дает больше возможностей.

Для чего подходят: для освоения какой-либо программы, например, 1С или кассовой.

Что важно знать: тренажер лучше тестовой версии ПО, потому что он дает не только «голую» практику. Там есть подсказки с теорией, а по практике дается обратная связь. И тренажер лучше обучения в бою: он позволяет поработать в реальной программе, при этом ты можешь ошибаться, и это не навредит бизнесу.

Как создается: разрабатывается под потребности компании, своими силами или под заказ. Это дорого, но если бизнес завязан на какой-то программе, оно того стоит — тренажер помогает обучать новых людей быстро и эффективно.

Для чего подходят: для отработки, закрепления и проверки навыков — дали инструкцию по программе, подкрепили заданием «сделай в программе документ такой-то». И для ситуаций, когда важен индивидуальный подход — обучили руководителей, проверили, как решают кейсы.

Что важно знать: Если обучалась небольшая группа (пара стажеров, десяток руководителей отделов), можно «собрать листочки» и проверить так.

Если обучалось много человек, нужно позаботиться, чтобы ученики могли куда-то загрузить ответы, а проверяющие могли где-то оставить обратную связь.

А еще надо будет хранить статистику — когда людей много, сложно держать все в голове. То есть потребуется СДО.

* Это когда надо что-то вбить или сделать мышкой. Вбить слово или число, кликнуть на правильную картинку, подобрать правильные пары, распределить события по ленте времени и т. д.

Для чего подходят: для закрепления и проверки знаний, помимо этого — интерактивные вставки дают ученику передышку и помогают сохранить вовлеченность.

Что важно знать: Если задания делаются для проверки-закрепления знаний, важно их правильно подобрать (поможет опять же спецлитература или методист). Если задания скорее для отдыха от теории и перезагрузки, то главное просто сделать их нескучными.

Как создаются: есть множество сервисов для этих целей, в том числе бесплатных. Но если важно хранить статистику по интерактивным заданиям вместе с остальными учебными результатами (тесты и т. д.), потребуется СДО.

  • Для тестов. В платформу встроен удобный конструктор, где можно собирать тесты с разными типами вопросов. Подробно обо всем, что касается тестов, написали в базе знаний.
  • Для диалоговых тренажеров. Наша платформа работает с сервисом BranchTrack (лидер рынка). Это значит, что задание с диалоговыми тренажерами можно встроить прямо в курс, собранный на Teachbase.
  • Для интерактивных заданий. Можно воспользоваться сервисом H5P. Там просто работать и можно много чего создать: тесты с картинками, карточки «вопрос-ответ», ленты времени и т. д.

Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.

Эффективное обучение — это норма

Практическое обучение Практическое обучение

Организация и содержание практического обучения, характеристика целей обучения

Практические методы обучения — ведущие в современной педагогике. Они помогают усвоить связь между теоретическими знаниями и действительностью, учат применять усвоенный материал на практике.

Такие методы применяют в комплексе со словесными и наглядными. В этом случае студенты смогут понять новую информацию и научиться применять ее.

Если хотите узнать больше интересного об учебе или работе для студентов, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы делимся полезной информацией, сообщаем о скидках и никогда не спамим.

Цель практического обучения

Изучение каждой дисциплины в вузе имеет несколько целей. Условно цели делят на 2 большие группы:

  1. Теоретические.
  2. Практические.

Первые связаны с усвоением материала, предусмотренного программой. Вторые направлены на приобретение практических умений, т.е. студент учится применять полученные знания в реальной жизни.

Следовательно, основной целью практического обучения является получение первоначального опыта в области будущей профессии. Главное, что получают студенты на таких занятиях — профессиональные умения и навыки.

Они становятся базой для формирования будущего специалиста, обеспечивают связь теретических знаний и действительности.

Практические методы пропагандировали еще античные ученые. Например, Квинтилиан. Оратор считал, что задача школы — погружать ученика в профессиональную среду, и подчеркивал, что «практика без теории ценнее, чем теория без практики».

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Практическое обучение
На практических занятиях часто используется специальное оборудование

Содержание практического обучения

Организация практических форм зависит от дисциплины. Выделяют следующие типы:

  1. Упражнения.
  2. Лабораторные и практические работы.
  3. Дидактические игры.

Структура практического обучения включает в себя использование всех этих форм. Упражнения — первая ступень, на которой студенты закрепляют усвоенный материал.

На лабораторных и практических теоретические знания применяют на практике :

  • ставят опыты;
  • создают программы;
  • работают с документами или оборудованием.

Дидактические игры дают возможность применить знания в смоделированной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью.

Первую в истории образования деловую игру разработали и провели в 1932 г. в СССР. Ее автор — М. М. Бирштейн.

Такие игры погружают студентов в атмосферу будущей работы, учат принимать решения, основываясь на полученной информации.

Теория должна быть закалена практикой.

Это высказывание Дж. Неру хорошо раскрывает содержание практических форм обучения. Оно заключается в том, чтобы научиться применять полученные знания.

К сожалению, не все преподаватели используют в работе практическое обучение. Из-за этого студенты считают такой предмет скучным и неважным для будущей профессии. Работы по таким дисциплинам выполнять сложно, но студенческий сервис поможет справиться с учебными проблемами. Здесь работают профессионалы, которым по плечу любая задача.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Доверь свою работу кандидату наук!

  • 01 Предоплата всего 25%
  • 02 Шпаргалки в подарок!
  • 03 Сопровождение до защиты

Особенности организации практического обучения в колледже

Еременко, Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже / Л. Е. Еременко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/ (дата обращения: 29.09.2021).

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых становится целью профессионального обучения. Само профессиональное образование становится практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода (согласно нормативным документам) предполагает, что студент-выпускник должен обладать не только знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями.

Читайте также:  Разрешено ли ездить на машине умершего деда при наличии документов на нее и завещания на мать?

А что такое компетенция? В целом понятие компетенции основывается не столько на знаниях, сколько на действиях. Это умение применять знания на практике, но не при решении каких-то абстрактных задач, а в конкретных профессиональных ситуациях.

При этом общие знания и умения должны трансформироваться в определенный порядок действий, которые приведут к успешному результату. Вообще говоря, чтобы благополучно справиться с поставленной профессиональной задачей, студент-выпускник должен выстраивать и выполнять соответствующую последовательность действий автоматически.

А такая особенность осуществления действий — это и есть характеристика профессиональной деятельности.

Конечно, подготовка образовательными учреждениями специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, — несомненный плюс реализации компетентностного подхода.

Ведь что обычно не устраивает большинство работодателей в выпускниках учреждений профессионального образования? В первую очередь, это отсутствие практического опыта в конкретной сфере деятельности, недостаточная способность адаптироваться к рабочим местам, не совсем понятная квалификация выпускников. Да и качество образования, которое ранее оценивалось полнотой освоения содержания программ, не давало работодателям возможности объективно оценить профессионализм молодого специалиста. А компетентностный подход послужил в качестве средства формулировки требований к результатам профессионального образования выпускников со стороны потенциальных работодателей.

Итак, компетенция включает в себя и знания, и умения, и практический опыт, и профессионализм. Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. И для этого требуется время.

Но в условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что профессионализмом должен обладать уже студент-выпускник. Получается, что студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения.

Поэтому приходится выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности.

Само обучение должно строиться на определении, освоении и демонстрации умений и знаний, видов поведения и отношений, которые требуются для определенной профессиональной деятельности. Обучение должно ориентироваться на результаты, которые для соответствующей профессиональной деятельности будут важными и значимыми. Таким критериям соответствует практическое обучение.

ОГБОУ СПО «Рязанский технологический колледж» является современным образовательным учреждением, выполняющим подготовку специалистов по достаточно большому количеству специальностей, в частности по специальности 230401 Информационные системы, квалификация выпускника — техник по информационным системам.

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже по указанной специальности проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которая имеет дисциплинарно-модульную структуру.

Формирование общих компетенций выполняется и в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин.

Преподавание дисциплин математического и естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать и некоторые профессиональные компетенции. В любом случае, о какой бы дисциплине не шла речь, в процессе ее преподавания педагоги постоянно ориентируют студентов на будущую профессиональную деятельность.

Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по информационным системам. Если говорить об общепрофессиональном цикле, то содержание соответствующих дисциплин направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей.

Например, значительная часть общепрофессиональных дисциплин, изучаемых на специальности 230401, предусматривает выполнение практических заданий, содержание которых ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта.

В частности, дисциплина «Основы проектирования баз данных» позволяет приобрести знания и выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.7, ПК 1.9) при освоении профессионального модуля ПМ.01.

Эксплуатация и модификация информационных систем, поскольку разрабатываемые студентами информационные системы направлены на обработку некоторой базы данных в определенной предметной области. Дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования» позволяет выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.2, ПК 1.

3, ПК 2.2, ПК 2.3) при освоении профессиональных модулей ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем, ПМ. 02. Участие в разработке информационных систем, поскольку для разработки приложений и модификации частей информационной системы необходимо знать основные алгоритмические конструкции и уметь реализовывать разработанные алгоритмы модификации программными средствами.

Но все же именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. И основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик.

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

При обучении используются неимитационные методы активного обучения. Т. е. обучение профессиональным умениям и навыкам происходит в процессе моделирования профессиональной деятельности.

При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1].

При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой [1].

Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках соответствующих профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в специализированных вычислительных центрах, материально-техническое оснащение которых отвечает требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 230401 к организации практического обучения.

Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике и возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно в несколько периодов.

Организация и проведение производственной практики в колледже рассматривается как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно, осуществлять принцип преемственности, достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего техника по информационным системам.

Базой практики могут выступать как предприятия-партнеры колледжа (например, Государственный Рязанский приборный завод), так и различные предприятия и организации по выбору студентов, поскольку квалификация будущего выпускника (техник по информационным системам) позволяет ему приобретать практических опыт во многих сферах человеческой деятельности.

Естественно, направление деятельности организаций, являющихся базами практики, должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

По каждому виду практики студентом заполняется дневник-отчет. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности.

Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, развить чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. Но стоит отметить, что в практическом обучении участвуют и работодатели.

Во-первых, в зависимости от их потребностей в специалистах за счет вариативной части может корректироваться содержание обучения в рамках дисциплин и профессиональных модулей.

Во-вторых, студенты колледжа проходят практику в различных организациях города и области.

В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практических конференциях, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что одним из аспектов деятельности колледжа является помощь в трудоустройстве выпускников и адаптация молодых специалистов на рынке труда.

Во-первых, колледж сотрудничает с Центром занятости, получая информацию и вакантных местах для выпускников специальности. Во-вторых, многие студенты получают приглашение на трудоустройство в организациях, послужившими базой производственной практики.

Итогом такой деятельности колледжа является высокий процент трудоустроившихся выпускников.

Литература:

1.                 Колокольникова З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко, Т. И. Петрова. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.

2.                 Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н. А. Морева. — 2-е изд. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная деятельность, компетенция, практическое обучение, знание, практический опыт, система, студент, умение, учебная практика.

Сущность практических методов обучения

Практические методы обучения — это методы, целью которых является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности.

Они включают такие приемы, как:

  1. Построение плана выполнения задания.
  2. Постановку конкретной задачи.
  3. Оперативное стимулирование и поощрение.
  4. Контроль и регулирование.
  5. Предварительную проверку результатов (тестирование).
  6. Выявление, анализ и корректировку ошибок.

Практические методы могут применяться в комплексе с наглядными и словесными, но, по сравнению с ними, предполагают большую самостоятельность учащегося в обучении. 

Читайте также:  Что делать,если работодатель отказывается оплачивать сессию без справки об удачной сдаче экзаменов?

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды практических методов

В образовательном процессе используют такие практические методы, как:

  • упражнения;
  • лабораторные работы;
  • практические работы;
  • учебно-трудовые задания;
  • познавательные игры.

Каждый из этих методов обладает собственными характеристиками.

Упражнения

Упражнение — это многократное выполнение умственных или прикладных действий для того, чтобы овладеть ими или улучшить их качество.

Этот вид практических заданий применяется при изучении любых предметов, на всех этапах образовательного процесса. Характер и методика упражнений зависят от материала, учебного предмета, возраста ученика и других факторов.

Упражнения могут быть:

  1. Устными — используются для овладения техникой и культурой речи и устным счетом, развития логического мышления, познавательных способностей, навыков повествования, изучения иностранных языков. В зависимости от возраста и умственных способностей учащихся устные упражнения могут быть более или менее сложными. 
  2. Письменными — играют ключевую роль в формировании навыков письма и письменной речи, развитии мелкой моторики и других умений. К письменным упражнениям относятся: диктанты, сочинения, эссе, доклады, конспекты, описания опытов, отчеты и рапорты, решение математических и физических задач и т. д.
  3. Графическими — способствуют развитию пространственного восприятия и мышления, запоминанию и закреплению материала. Это любые виды работ по составлению чертежей, схем, графиков, технологических карт, оформлению стендов, альбомов, зарисовок, рисования с натуры и т. д. Часто они выполняются наряду с письменными упражнениями и используются для решения тех же образовательных задач. 

Сущность любого вида упражнений в том, что они не являются произвольным набором однотипных действий, а имеют четко установленную последовательность.

Важные условия эффективности этого вида обучения — постепенное усложнение заданий, регулярность, а также отсутствие длительных перерывов.

Также установлено, что если упражнения сопровождаются ми преподавателя, то учащиеся осваивают их намного быстрее и качественнее.

Лабораторные работы

Лабораторные работы — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Как правило, они осуществляются в условиях лабораторий или кабинетов, а предметом изучения становятся различные природные явления и объекты, например, химические вещества.

Лабораторные занятия могут быть:

  • групповыми;
  • индивидуальными.

Они всегда проводятся под руководством учителя. Сначала педагог дает учащимся инструкции:

  • формулирует цель исследования;
  • знакомит с оборудованием;
  • объясняет, в какой последовательности нужно проводить опыт;
  • показывает как вести записи;
  • объясняет, как оформлять результаты работы.

В конце исследования учащиеся должны представить письменный или устный отчет. Учитель следит за процессом и при необходимости консультирует учеников. Важное условие при проведении лабораторных работ — соблюдение техники безопасности.

Практические работы

Данный вид работ проводится после изучения объемных тем и призван обобщить полученные знания. Практические работы осуществляются не только в классе, но и за его пределами (измерения и другие манипуляции на местности или выполнение работ на пришкольной территории). 

Практические работы близки по характеру и структуре к лабораторным, но отличаются тем, что учащийся использует теоретически полученные знания для решения прикладных задач. Целями данного метода являются углубление знаний, умений и стимулирование познавательной активности.

Уникальность практических работ в том, что они лучше всего мотивируют учащихся к добросовестному выполнению деятельности, помогая развитию таких важных в трудовой деятельности качеств, как бережливость и практичность.

Плюсы практических работ:

  1. Человек учится скрупулезно планировать трудовой процесс.
  2. Анализирует, как лучше понимать его цели и задачи, а также условия и способы решения этих задач.
  3. Подготавливает инструменты и материалы.
  4. Планирует и составляет графики работы.
  5. Контролирует качество ее выполнения, анализирует результаты, делает выводы и при необходимости корректирует действия.      

Выполнение учебно-трудовых заданий

Учебно-трудовые задания отличаются тем, что имеют производственную направленность и способствуют трудовому воспитанию.

Выполняя их, учащиеся закрепляют теоретические знания в реальной трудовой деятельности.

Необходимым условием эффективности этого метода обучения является присутствие наблюдающей стороны, то есть преподавателя, который комментирует деятельность учеников и организует ее периодическое повторение. 

Эффективность практических методов

Практические методы обучения в педагогике считаются наиболее эффективными. Доказательством этого является проведенное в 1980-х годах исследование американского Национального института прикладных поведенческих наук (Вефиль, штат Мэн), целью которого было определение эффективности разных методов обучения, критерием которой являлся средний процент усвоенных знаний.

Наилучшие показатели продемонстрировали именно практические методы обучения, в которых учащийся являлся активным преобразователем процесса. Так, участие в различных дискуссиях и выступления с речью показали 70% эффективность.

Но самыми действенными оказались практические и лабораторные работы, упражнения, инсценировки, имитация реального опыта через игровую деятельность и преподавание другим людям — 90%.

Также оказалось, что обучение в группе способствует гораздо лучшему усвоению материала, чем индивидуальное.

Это происходит потому, что выполняя практические действия, у человека есть намерение достичь конкретной цели.

Иными словами, практические действия делают осмысленными и полезными знания, полученные в процессе пассивного обучения (прослушивания лекций, просмотра материалов и т. д.).

Тем не менее в педагогике невозможно обойтись только практическими методами, минуя словесные и наглядные.

Каждый из них выполняет определенную функцию, без которой невозможно полноценное осуществление образовательного процесса.

В любой обучающей деятельности залогом успеха является комплексный подход, который использует сочетание нескольких методов и их взаимное проникновение друг в друга.

Познавательные игры, как практический метод

Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых.

Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки.

Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.

В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения отдельных тем и целых учебных разделов;
  • в качестве элемента более широкой технологии;
  • в качестве целого занятия или его отдельных частей;
  • во внеклассной работе.

Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.

Особенности познавательных игр

Познавательные игры отличаются рядом особенностей:

  1. Игровой контекст. Через воображаемую ситуацию, имитацию реальности, игра побуждает к достижению результатов в сжатые сроки и сжатом пространстве. При этом в игре участник выступает активным преобразователем ситуации, то есть обучается самостоятельно решать проблемы, а не просто выслушивать лекцию учителя. 
  2. Наличие правил. Любая игра проходит по четко установленным правилам, то есть имеет структуру, которой нужно придерживаться, чтобы оставаться в игровом процессе. С другой стороны, в этих рамках участники имеют свободу для некоторой импровизации и вариативности. Таким образом создается некий парадокс — единство заданности и гипотетичности, жесткости и условности. 
  3. Творческая направленность, эвристичность. Результат непредсказуем, что и придает ей такую эмоциональную привлекательность и стимулирует участников к познанию. Кроме того, игра дарит участникам возможность самовыражения — в ее поле человек становится открытым, искренним, естественным. В этом состоит еще и корректирующая функция познавательной игры — помочь участникам утвердить чувство самоценности, осознать свое «Я».

Мотивационные стимулы познавательных игр

Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как: 

  • близкий результат;
  • возможность проявить свои умственные и волевые качества;
  • состязательность, достижение победы через демонстрацию лучших знаний и умений, выдержки, сообразительности;
  • совместные эмоциональные переживания участников, которые укрепляют отношения;
  • таинство — неполученный ответ, который стимулирует мозговую активность;
  • равенство участников;
  • возможность примерить разные социальные маски, погрузиться в производственную или иную ситуацию;
  • создание благоприятного эмоционального фона в случае успеха;
  • восприятие неудачи не как личного поражения, а как стимула взять реванш.
Читайте также:  Получили земельный участок на право пожизненного наследуемого владения

Этапы игры

Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:

  1. Организация. Подразумевает подготовку сценария и плана игры, инструктажа и материалов для проведения. На этом этапе также происходит обозначение проблемы и целей, инструктирование участников, объяснение регламента и правил, раздача игровых ролей, формирование групп.
  2. Проведение. Непосредственная работа групп с источниками, «мозговая атака» и другие действия в зависимости от вида игры. Затем следует межгрупповое обсуждение, дискуссия: группы выступают, аргументируют свое мнение, защищают результаты. В заключение происходит работа экспертов.
  3. Анализ и обобщение. Участники выходят из игры. Наступает черед анализа, рефлексии, оценки себя и других участников, выводов и обобщений, получения рекомендаций.

Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию. 

Примеры познавательных игр

Игры могут быть:

  • математические;
  • ролевые;
  • лингвистические;
  • викторины;
  • игры-путешествия;
  • имитационно-моделирующие;
  • симуляторы;
  • творческие и направляемые дискуссии;
  • инсценизации;
  • метод генерации идей, который по структуре и характеру напоминает «мозговой штурм». 

Примеры практических методов обучения

Ниже представлены примеры практических методов обучения: познавательная игра «Прием у врача» и практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот».

Имитационно-моделирующая игра «Прием у врача»

  • Игра проводится на уроках биологии и предназначена для учащихся 8-го класса для закрепления знаний о дыхательной системе человека. 
  • Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.
  • Для проведения игры класс делят на три группы:
  • врачи и медсестры;
  • пациенты;
  • эксперты.

В процессе игры пациенты приходят на прием к врачам, изображают симптомы болезней органов дыхания, а задача врачей — выслушать пациентов ,задать профессиональные вопросы и поставить точный диагноз. Эксперты наблюдают за ходом игры и оценивают знания тех и других по данной теме, определяют правильность диагнозов и назначаемых профилактических мер, а также оценивают актерские способности участников. Каждый эксперт ведет записи и ставит баллы врачам и пациентам, а в конце оглашает результаты.

Практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот»

Работу можно скачать тут. 

Практическое обучение | Практическое обучение | Студентам

        Задания по практическому обучению

Памятка студенту

  • Видами практики студентов колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, являются:учебная практика и производственная практика
  • Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в колледже Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности
  • Учебная практика

Презентация. Устройство полов. Стяжка. 2018 (мастер Семина Е.В.)

Презентация. Виды кладок и их назначение. (мастер Семина Е.В.)

Презентация. Профессия облицовщик-плиточник. 2017 (мастер Семина Е.В.)

Конспект. МДК 05.02 «Технология каменных работ», специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. 2019/2020 (мастер Семина Е.В.)

Методические указания по самостоятельной работе студентов МДК.05.02 «Технология каменных работ». 2019 (мастер Семина Е.В.) 

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности

Учебная практика включена в график учебного процесса студентов 2 курса. По специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» студенты проходят штукатурную, каменную, столярную, облицовочную и малярную практики. Отдельно в графике учебного процесса выделена геодезическая практика.

По специальности «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций» в график учебного процесса включена столярная практика. По специальности «Архитектура» студенты проходят практику по архитектурной графике, черчению и рисунку.

По специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» студенты проходят следующие виды практик: дендрология, декоративное древоводство и питомники, садово-парковое хозяйство, ботаника, цветоводство. По специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции» студенты проходят трубозаготовительную, слесарную и сварочную практику.

По специальности «Бухгалтерский учет» проводятся практические занятия в форме деловой игры на учебно-тренировочной базе колледжа.

Учебную практику студенты проходят в учебно-производственных мастерских и полигонах колледжа под руководством заведующего мастерскими и проводится мастерами производственного обучения, а также, при необходимости, преподавателями специальных дисциплин. Для качественного проведения практического обучения колледж располагает следующими мастерскими: столярная, слесарная, сварочная, полигоном для обучения каменным, штукатурным и малярным работам

Все мастерские оснащены оборудованием и инструментом, необходимым для проведения практики.

  1. Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
  2. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению дипломного проекта Практику по профилю специальности и преддипломную практику проходят студенты всех специальностей на 3-4 курсах обучения. По специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» студенты проходят практику на предприятиях стройиндустрии, в проектных и строительных организациях: ЗАО ЛенСпецСму, ЗАО УНР-86, ЗАО УНР-36, ЗАО УНР-837, ЗАО «СУ-12».

В период практики на объектах строительного комплекса студенты знакомятся с практической стороной организации и технологией строительного проектирования и производства строительных работ, с организацией и технологией заводского изготовления строительных конструкций, изделий, материалов. Студенты участвуют в монтаже элементов и конструкций, в изготовлении строительных изделий и материалов.

  • Практика по специальности «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций» организуется на действующих предприятиях ЗАО «ПО Баррикада», ЗАО «Экспериментальный завод», ЗАО «Метробетон», в лабораториях, арматурных и формовочных цехах, на бетоносмесительных узлах, студенты знакомятся с основами автоматизации производства, механическим оборудованием, экономикой и планированием производства.
  • Практика по специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» организуется на предприятиях, выпускающих фарфоро-фаянсовые изделия: завод «Стройфарфор», ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод», ЗАО «Гипроцемент» и в цехах научно-исследовательских институтов «Огнеупоров» и «Прикладная химия».
  • Практика по специальности «Архитектура» позволяет наиболее интенсивно изучить работу чертежника и перейти к работе в качестве дублера техника-архитектора, а также приступить к сбору материала для дипломного проекта в институтах АО «ЛенНИИпроект», «СпецНИИжилпроект» и в персональных творческих мастерских.

Практика по профилю специальности «Бухгалтерский учет» осуществляется на государственных и коммерческих предприятиях, что позволяет на основе полученных данных производить анализ хозяйственной деятельности предприятий, делать вывод об их финансовом состоянии. Практика организована во многих строительных организациях, а также на промышленных предприятиях.

По специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» студенты в период практики по профилю специальности студенты приобретают практические навыки по рабочей профессии — рабочий зеленого хозяйства, усваивают деловые правила и технологию выполняемых работ, изучают рабочие приемы, различные виды инструментов и приспособлений, применяемых в садово-парковых хозяйствах. В период практики по профилю специальности студенты работают в организациях в качестве рабочих зеленого хозяйства. Организации, в которых студенты проходят практику по профилю специальности: ГУ СПХХ «Центральное», ГУ СПХХ «Выборгское», ГУ СПХХ Красногвардейского района «Охтинка», ГУ СПХХ «Приморское».

В период практики по специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции» по профилю специальности студенты работают в организациях в качестве специалистов по монтажу и эксплуатации внутренних санитарно-технических устройств и вентиляции (слесарей-сантехников).

Практика по профилю специальности проводится в специализированных монтажных, эксплуатационных и проектных организациях, которые по своей технической оснащенности, объему и содержанию работ удовлетворяют требованиям программы практики по специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств и вентиляции». К таким организациям относятся: ООО «Компания 7 + 11», Группа компаний ЗАО «ЛенСпецСМУ», Группа компаний «Дальпитерстрой», ЗАО «Термолайн инжиниринг».

  1. Профессиональные навыки, полученные студентами, помогают выпускникам в дальнейшем трудоустройстве.
  2. Реестр аннотаций программ производственных практик 2019 года (ФГОС 3)
  3. Реестр аннотаций программ производственных практик 2019 года (ФГОС 4)
  4. Архив раздела «Практическое обучение»:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *