Требуется ли согласие антимонопольного органа на сделку с акциями ПАО?

Мы планируем сделку по продаже ООО. Решили провести ее в два этапа: сначала предварительный договор, а после того, как выполним ряд условий, заключим основной. Похоже, что нам нужно будет согласовать сделку с ФАС России, но непонятно, когда именно это сделать. Нужно ли согласовывать заключение предварительного договора купли-продажи долей в ООО?

Требуется ли согласие антимонопольного органа на сделку с акциями ПАО?

  • Ксения Фирсова,
  • старший юрист практики антимонопольного права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
  • Предварительный договор купли-продажи акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества не требует согласования с ФАС России.

Предварительное согласие ФАС России требуется на совершение сделки по приобретению голосующих акций или долей в уставных капиталах коммерческих и финансовых организаций (объекты экономической концентрации) при превышении пороговых значений, установленных ст. 26.1, ст. 28 и ст. 29 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Объект экономической концентрации — лицо, в отношении которого осуществляются сделки или действия, предусмотренные Законом о защите конкуренции (приобретаемое общество; лицо, активы (имущество) которого приобретаются).

    • Если суммарная стоимость активов по последним балансам покупателя (группы лиц) и объекта экономической концентрации (его группы лиц) превышает 7 млрд рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 400 млн рублей; либо
    • Если суммарная выручка покупателя (группы лиц) и объекта экономической концентрации (и его группы лиц) от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 400 млн рублей.

Какие сделки с акциями/долями коммерческих организаций надо согласовывать с ФАС России?

    • приобретение голосующих акций в АО, если покупатель (в том числе группа лиц) в результате сделки получит право распоряжаться более чем 25%, 50 % или 75% голосующих акций этого АО, если до этого он распоряжался меньше чем 25%, 50% и 75% соответственно;
    • приобретение долей в ООО, если покупатель (в том числе группа лиц) получит в результате сделки право распоряжаться более чем 1/3, более 50% и более 2/3 долей в уставном капитале этого ООО, если до этого он распоряжался меньше чем 1/3, 50% и 2/3 долей соответственно;
    • приобретение, в том числе группой лиц, прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности российского хозяйственного общества (вне зависимости от размера приобретаемого пакета акций/долей такого общества или акций/долей иностранной компании, контролирующей такое общество) или осуществлять функции его исполнительного органа;
    • приобретение, в том числе группой лиц, более чем 50% голосующих акций (долей) компании, учрежденной за пределами РФ и поставляющей товары на территорию РФ в размере более 1 млрд руб. в течение года, предшествующего сделке, либо иных прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности такой компании, или осуществлять функции ее исполнительного органа.

Под приобретением акций и долей хозяйственных обществ понимаются:

    • их покупка, а также
    • получение иной возможности осуществлять право голоса, предоставленное акциями или долями на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, а также других сделок или по иным основаниям (п. 16 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, антимонопольные органы контролируют сделки с акциями и долями хозяйственных обществ, в результате которых лицо (или группа лиц) получает возможность осуществлять право голоса по приобретаемым акциям и долям хозяйственного общества.

Какие сделки требуют предварительного согласия антимонопольного органа

Требуется ли согласие антимонопольного органа на сделку с акциями ПАО?

Положением о порядке рассмотрения и получения предварительного согласия на совершение сделок по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) и иных имущественных прав хозяйствующих субъектов четко прописаны требующие согласования операции, участниками которых являются юридические и физические лица, и его процедуры. Положение утверждено Постановлением Кабинета Министров от 20 августа 2013 года № 230.    

  • Действие Положения распространяется на:
  • приобретение инвестором в результате одной или нескольких сделок акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) или иных имущественных прав хозяйствующего субъекта;
  • внесение в уставный фонд (уставный капитал) акций (долей) или имущества хозяйствующего субъекта в счет оплаты за приобретаемый пакет акций (долей) при увеличении уставного фонда (уставного капитала);
  • увеличение пакета акций (долей) учредителя – при изменении размера первоначального уставного фонда (уставного капитала) акционерного общества путем выпуска дополнительных акций или общества с ограниченной и дополнительной ответственностью –  при увеличении долей;
  • передачу акций (долей) хозяйствующего субъекта в виде дарения, погашения долга;
  • приобретение акций (долей) физическим лицом в случае, если физическое лицо до совершения сделки, на которую запрашивается предварительное согласие, владело акциями (долями) иного хозяйствующего субъекта.
  • Соблюдение законодательства о конкуренции в процессе совершения сделок контролирует Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции или его территориальные органы.

Согласно Положению, прежде чем приобрести акции (доли) или иные имущественные права в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта следует получить предварительное согласие антимонопольного органа.

 Это необходимо, если у хозсубъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, на момент заключения сделок суммарная балансовая стоимость активов или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 100 000-кратный размер минимальной заработной платы либо одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке. Собственно, данное условие закреплено статьей 17 Закона «О конкуренции» (от 6.01.2012 г. № ЗРУ-319).

  1. Новацией в антимонопольном регулировании рынка ценных бумаг следует считать установление требований к минимальной величине суммарной балансовой стоимости активов кредитных и иных финансовых организаций на момент совершения сделки. Так, субъектам, осуществляющим свою деятельность на финансовом рынке, нужно получить согласие, когда один из участников сделки занимает доминирующее положение на финансовом рынке либо если суммарная балансовая стоимость активов превышает величину, предусмотренную рассматриваемым Положением, в частности:
  2. для банков – 450 млн долл. США;
  3. для страховых компаний – 25 млн долл. США;
  4. для лизинговых компаний – 3 млн долл. США;

для небанковских кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг – 400 тыс. долл. США.

Положением установлен еще ряд условий, при наступлении которых необходимо предварительное согласие антимонопольного органа.

К ним относятся случаи, когда в результате совершения сделки по приобретению акций АО (долей в ООО) инвестор получает право распоряжаться определенным их количеством, позволяющим влиять на принятие решений общим собранием.

Напомним, ранее действовал 35-процентный порог объема долей (акций), превышение которого влекло обязательность получения предварительного согласия на сделку. При этом дополнительная покупка долей (акций) также требовала согласования вне зависимости от размера приобретаемого пакета.

  • Теперь инвестор должен предварительно согласовать сделки по приобретению акций АО, в результате которых он получает право распоряжаться:
  • во-первых, 35 и более процентами акций в уставном фонде (уставном капитале), если до этого приобретения он владел менее чем 35% акций указанного акционерного общества;
  • во-вторых, более чем 50% акций, прежде распоряжаясь не менее чем 35% и не более чем 50% акций в уставном фонде (уставном капитале) указанного АО;
  • и, в-третьих, более чем 75% акций, если до этого приобретения такой инвестор распоряжался не менее чем 50% и не более 75% акций акционерного общества.
  • Приобретая же доли в уставном фонде (уставном капитале) общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, требуется предварительно согласовать с антимонопольным органом сделки, дающие право инвестору распоряжаться:
  • 1)   более чем 50% долей, если до этого он распоряжался менее чем 50% долей в уставном фонде (уставном капитале) данного общества;
  • 2)   более чем двумя третями долей (2/3), если ранее он был владельцем не менее чем 50%, но и не более чем 2/3 долей в ООО (ОДО).
  • Заявление о даче предварительного согласия на совершение сделки рассматривает Государственный комитет РУз по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в случаях приобретения акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) или иных имущественных прав хозяйствующего субъекта:
  • осуществляющего свою деятельность на всей территории или в нескольких регионах республики;
  • другим хозсубъектом и инвестором или инвесторами, являющимися группой лиц,  расположенными в разных регионах республики;
  • иностранными инвесторами.
  • Приобретающим акции (доли) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории республики, следует обращаться с заявлением в территориальные антимонопольные  органы.

Положением регламентирована процедура подачи документов и принятия решения о даче согласия на сделку, которая должна быть совершена в течение года с момента принятия решения. Если же сделка не совершена в указанный срок, решение антимонопольного органа утрачивает силу.

Документом антимонопольному органу предоставлено право возбуждать дело о нарушении законодательства о конкуренции в отношении инвестора, если будет установлен факт приобретения им акций (долей) или иных имущественных прав хозсубъекта без предварительного согласия.

Дела о нарушении законодательства о конкуренции рассматривает Специальная комиссия антимонопольного органа, которая по результатам рассмотрения дела по существу может как дать согласие на владение, так и отказать в нем.

Но независимо от принятого решения за приобретение акций (долей) без получения предварительного согласия Специальная комиссия налагает на инвестора штраф от 1 до 3 МРЗП (часть третья статьи 178 Кодекса об административной ответственности).

  1. В случае неисполнения инвестором выданного ему предписания в срок антимонопольный орган обязан обратиться в суд с иском о признании несогласованной сделки недействительной.
  2. Кроме того, в Положении приводится перечень лиц и сделок, на которые оно не распространяется. Это касается случаев:
  3. приобретения хозяйствующим субъектом собственных акций (долей);
  4. преобразования хозяйствующего субъекта – акционерного общества в иную организационно-правовую форму с сохранением размера его уставного фонда (уставного капитала);
  5. передачи акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта в доверительное управление, а также при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) инвестиционными посредниками с целью дальнейшей их перепродажи;
  6. приобретения акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) или иных имущественных прав в соответствии с решениями Президента или Кабинета Министров Республики Узбекистан.
  7. Также не нужно предварительного согласия антимонопольного органа учредителям хозсубъекта при его образовании и физическим лицам на сделки, совершаемые впервые.
  8. С введением в силу указанного Положения РФБ «Тошкент» и организаторы внебиржевых торгов ценными бумагами обязаны информировать инвесторов о необходимости соблюдения порядка приобретения акций в уставном капитале АО, а депозитарии, осуществляющие регистрацию сделок с акциями, должны:
  9. проверять наличие у инвестора предварительного согласия антимонопольного органа при регистрации одной или нескольких сделок с акциями, в результате которой (которых) инвестор приобретает 35 и более процентов акций уставного капитала АО в случаях осуществления депозитарием, осуществляющим регистрацию сделки (сделок), учета и удостоверения прав данного инвестора на акции;
  10. отказать в регистрации вышеуказанной сделки (сделок) при непредставлении инвестором предварительного согласия антимонопольного органа.
Читайте также:  Правомерно ли взыскание налога в данном случае?

Елена Ермохинаэксперт-юрист

Разъяснения ФАС России
"О необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями финансовых организаций при увеличении уставного капитала"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЯ

  • О НЕОБХОДИМОСТИ
  • ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
  • НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СДЕЛОК С АКЦИЯМИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА

Случаи необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций установлены статьей 29 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Так, в соответствии с названной статьей в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются в том числе сделки по приобретению голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся менее чем 25%/50%/75% голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25%/50%/75% таких голосующих акций соответственно.

Соответствующие величины стоимости активов финансовых организаций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1072 «Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля» (далее — Постановление N 1072).

В случае, если финансовой организацией планируется дополнительный выпуск обыкновенных именных акций, которые впоследствии планируются к приобретению любым иным лицом (группой лиц) в целях определения необходимости получения согласия ФАС России необходимо установить, произойдет ли в результате совершения данной сделки превышение установленных статьей 29 Закона о защите конкуренции лимитов в 25%/50%/75% голосующих акций финансовой организации путем расчета и сравнения (1) доли голосующих акций этой организации, которой соответствующее лицо (группа лиц) владеет до получения в распоряжение акций дополнительного выпуска, и (2) доли, которой лицо (группа лиц) будет владеть после совершения планируемой сделки.

При этом в первом случае для расчета должен быть использован размер уставного капитала финансовой организации, сформированного до проведения дополнительного выпуска обыкновенных именных акций.

Во втором же случае, учитывая то, что на момент приобретения указанных голосующих акций дополнительного выпуска уставный капитал финансовой организации будет увеличен, необходимо исходить из размера ее увеличенного уставного капитала.

Согласование сделок с ФАС

Ведение крупного или среднего бизнеса нередко предполагает осуществление сделок, требующих обязательного согласования с Федеральной антимонопольной службой.

Такими сделками являются, например:

  • Слияние коммерческих и финансовых компаний.
  • Сделки с акциями участников компании
  • Покупка-продажа долей участников компании.

При определенных условиях ФАС контролирует иные финансовые сделки компаний, а также создание и реорганизацию коммерческих организаций.

Для согласования сделок с Антимонопольной службой необходимо в установленный законодательством срок, подать в ФАС или ее территориальное управление:

  • Ходатайство в ФАС (УФАС)
  • Уведомление в ФАС (УФАС)

Ответственность за несогласованные с ФАС действия

Несвоевременное представление или непредставление ходатайств и уведомлений в ФАС (УФАС) предусматривает наложение административной ответственности:

Непредставление, несвоевременное представление ходатайств влечет штраф:

  • на граждан – от 1000 рублей до 2500 рублей;
  • на должностных лиц – от 15 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 300 000 рублей до 500 000 рублей.

Непредставление, несвоевременное представление уведомлений влечет штраф:

  • на граждан – от 800 рублей до 1000 рублей;
  • на должностных лиц – от 5 000 рублей до 7 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 150 000 рублей до 250 000 рублей.

Документы, необходимые для подачи ходатайства и уведомления ФАС

При подаче уведомления в ФАС или его территориальное управление необходимо подготовить пакет документов. К ним относятся учредительные документы, сведения о виде деятельности компании, сведения о предмете сделки, бухгалтерский баланс и иные финансовые документы.

Полный перечень документов, которые готовятся в Федеральную антимонопольную службу для ходатайств и уведомлений можно посмотреть на нашем сайте.

Сроки рассмотрения ходатайств

Срок рассмотрения ходатайств антимонопольным органом составляет 30 дней. По результатам рассмотрения ФАС принимает одно из следующих решений:

  • об удовлетворении ходатайства;
  • о продлении срока рассмотрения ходатайства;
  • об отказе в удовлетворении ходатайства

Уведомление также рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в ФАС России.

Трудности самостоятельного согласования сделок с ФАС

На первый взгляд процесс подачи ходатайства или уведомления в ФАС кажется вполне «прозрачным». Однако, рассмотрение ходатайства может занять до 2-х календарных месяцев, и все это время заявителю предстоит сотрудничать с представителями ФАС.

В отдельных случаях срок согласования сделок с ФАС может быть увеличен.

Доверьте вопрос согласования сделок профессионалам в области антимонопольного регулирования. Эксперты подготовят в сжатые сроки пакет документов для подачи в ФАС, будут вести переговоры с сотрудниками ФАС в случае возникновения вопросов, что значительно ускорит процесс согласования сделки.

Консультации по согласованию сделок в ФАС, подготовке и подаче ходатайств (уведомлений) ведут юристы в области антимонопольной практики.

Для получения оперативной помощи в подаче уведомлений или ходатайств в ФАС, позвоните по телефону +7 (499) 929-71-21 или задайте свой вопрос специалисту онлайн.

Подготовка уведомления о сделке для ФАС России | ЮК «Центральный округ»

Контроль за деятельностью юридических лиц в части соблюдения основ конкуренции на финансовых и товарных рынках осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ.

Деятельность антимонопольного органа:

  • обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения
  • пресечение монополий, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства
  • ведение государственного контроля за экономической концентрацией, в том числе при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами

В этой связи на законодательном уровне ФАС предоставлены значительные полномочия, включая согласительные и разрешительные порядки осуществления крупных сделок, а также право возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства. Полномочия определены в ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции».

Взаимодействие с ФАС при ведении юридическими лицами финансово-хозяйственной деятельности возможно в рамках уведомительного или разрешительного порядка, либо в рамках консультационного взаимодействия.

Согласование сделок и соглашений с ФАС

В соответствии с законодательно сформулированными требованиями предприниматель должен сообщить в ФАС о крупных сделках. С предварительного согласия ФАС проводятся:

  • создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности (в случаях, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О защите конкуренции»)
  • сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О защите конкуренции»)
  • сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (в случаях, предусмотренных ст. 29 ФЗ «О защите конкуренции»)

В случаях, предусмотренных ст. 31 ФЗ «О защите конкуренции» сделки и другие действия, указанные в статьях 27 — 29 ФЗ «О защите конкуренции», проводятся без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении.

Преимущества работы с нами

Сотрудничество с Юридической компанией «Центральный округ» имеет следующие конкурентные преимущества:

  • консультация специалистов и экспресс-оценка документов
  • оперативность в предоставлении рекомендаций по направлению в ФАС необходимых документов и уведомлений
  • полнота сопровождения процедуры подготовки уведомлений, получения согласия ФАС РФ
  • гарантия возврата денег в случае недостижения согласованного результата
  • действующая система лояльности для постоянных клиентов

Благодаря большому опыту работы в сфере корпоративно-правовых вопросов специалисты юридической компании «Центральный округ» оперативно и на согласованных с клиентом условиях обеспечат комфортную работу с ФАС РФ.

Читайте также:  Стоит ли нанимать адвоката?

Вс пояснил нюансы исчисления срока привлечения к ответственности за не согласованные с фас сделки

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 305-ЭС20-4034 от 23 сентября по делу о привлечении ООО «Хэдхантер» к административной ответственности за несогласование с ФАС России сделок по приобретению активов сайта job.ru.

В декабре 2017 г. ООО «Хэдхантер» заключило несколько договоров с обществом «ПронтоМедиаХолдинг» в целях приобретения ряда нематериальных активов, связанных с сайтом job.ru.

По условиям таких договоров общество приобрело товарные знаки, права по администрированию доменного имени job.ru, а также исключительные права на базу данных работодателей и базу данных соискателей.

Три акта приема-передачи на указанные объекты были составлены в январе и апреле 2018 г.

Эти сделки были совершены и исполнены без получения предварительного согласия ФАС России, поскольку «Хэдхантер» счел, что балансовая стоимость приобретаемых нематериальных активов составляла менее 20% от балансовой стоимости всех нематериальных актив и основных производственных средств «ПронтоМедиаХолдинг», а значит, установленный п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции порог не был превышен.

После получения информации о сделках антимонопольная служба составила протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ и оштрафовала компанию «Хэдхантер» на 300 тыс. руб., подчеркнув необходимость получения ее согласия при заключении вышеуказанных сделок.

В дальнейшем суды трех инстанций встали на сторону «Хэдхантера» и признали постановление ФАС России незаконным. Руководствуясь данными бухгалтерского учета участников сделок, суды сочли, что порог, установленный в п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, не был превышен.

Кроме того, они указали на пропуск антимонопольной службой срока давности привлечения к административной ответственности, равный одному году со дня совершения административного правонарушения.

Они также указали, что моментом совершения административного правонарушения следует считать дату заключения спорных договоров между обществами (26 декабря 2017 г.).

ФАС России направила кассационную жалобу в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А40-45414/2019, согласился с ее доводами.

Экономколлегия напомнила, что положение п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции предусматривает обязанность получения предварительного согласия антимонопольного органа при осуществлении определенных сделок. С учетом терминологии, отличной от применяемой в гл.

9 ГК РФ, на момент подписания обществом актов приема-передачи общество осуществляло соответствующие сделки и, при условии их соответствия вышеуказанным критериям, обязано было получить предварительное согласие антимонопольного органа, поэтому срок давности необходимо исчислять, исходя из указанных дат.

Верховный Суд также отметил, что оценка стоимости активов по бухгалтерским балансам предполагает учет положений ч. 1 ст.

13 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с которыми бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Соответственно, показатели бухгалтерского учета, предусмотренные Законом о защите конкуренции, должны быть достоверными и, в частности, давать объективное (достоверное) представление о финансовом положении экономических субъектов. Согласно презумпции, следующей из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности контролируемого субъекта, – достоверны, но антимонопольным органом может быть доказано, что данные сведения неполны, недостоверны и (или) противоречивы, отметил ВС.

Суд добавил, что в апелляционной жалобе ФАС России приводила подробные доводы о том, что перечень и балансовая стоимость активов, приобретенных обществом «Хэдхантер» у «ПронтоМедиаХолдинг», были определены антимонопольным органом верно, вследствие чего установленный Законом о защите конкуренции порог был превышен.

В частности, антимонопольная служба указывала на факты выбытия в 2018 г. с баланса «ПронтоМедиаХолдинг» нематериальных активов, на соотношение их стоимости, а также причины такого выбытия.

Однако такие доводы не получили оценки в постановлении апелляции, так как вторая инстанция фактически ограничилась выводом о пропуске ФАС России срока давности.

Таким образом, ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Комментируя определение Верховного Суда, младший юрист You & Partners Виктория Туголукова отметила, что для целей государственного контроля за переходом акций, долей, активов используется термин «осуществление сделки», который не раскрывается в Законе о защите конкуренции и в Гражданском кодексе РФ.

«При этом в правоприменительной и судебной практике обычно понимают под “осуществлением сделки” именно фактический переход акций, долей, активов (исполнение обязательств), т.е. подписание акта приема-передачи, а не подписания договора (см. разъяснения ФАС России от 29 апреля 2009 г.)», – пояснила она.

По словам эксперта, предварительное согласие требуется для фактического перехода, так как именно он может нарушить конкуренцию, договор же сам по себе не нарушает конкуренцию на рынке, что и отражено в позиции Верховного Суда РФ.

«В то же время сложность вопроса о моменте осуществлении сделки подтверждается наличием противоположной судебной практики, где суд занял позицию, согласно которой использование термина “осуществление сделки” не означает, что предварительное согласие антимонопольного органа (в тех случаях, когда оно необходимо) может быть получено после заключения сделки, но до ее исполнения», – пояснила Виктория Туголукова.

Она добавила, что в пользу позиции Верховного Суда РФ свидетельствует п. 8 ч. 1 ст.

27 Закона о защите конкуренции, в котором используется термин «заключение соглашения», а не «осуществление сделки» в отношении предварительного согласования заключения соглашения о совместной деятельности.

«Таким образом, если бы законодатель требовал согласования заключения сделки при переходе имущества, то он бы не использовал термин “осуществление”.

Рассматриваемое судебное дело выявляет важность единообразного использования дефиниций в законодательных актах, как минимум, одного уровня. Например, подобные проблемы есть при применении законов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и концессионных соглашениях, Градостроительного кодекса РФ и в других случаях», – отметила юрист.

Адвокат АБ «Яблоков и партнеры» Александр Тамодлин считает, что в определении Судебная коллегия отразила свое видение по двум аспектам, имеющим значение по делам об экономической концентрации.

«Первый касается определения момента возникновения у хозяйствующих субъектов обязанности получить предварительное согласие антимонольного органа в случаях, предусмотренных ст. 28 Закона о защите конкуренции. По мнению Коллегии, такая обязанность возникает не с даты заключения договора, а со дня фактического исполнения сделки, подписания актов приема-передачи.

Такой подход вполне обоснован, поскольку позволяет достоверно установить размер сделки и определить, подпадает ли сделка под процедуру контроля экономической концентрации», – полагает он.

По мнению эксперта, такая позиция Верховного Суда может стать ориентиром для нижестоящих инстанций по одному из процедурных вопросов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности – истечению срока.

«Также Экономколлегия ВС вскользь коснулась вопроса подлежащих оценке обстоятельств. Из текста определения можно предположить ее несогласие с тем, что нижестоящие суды не дали оценку всем фактическим обстоятельствам дела, а лишь ограничились выводом о пропуске срока давности.

К сожалению, кассационная инстанция Верховного Суда не высказала своей позиции относительно фактической стороны дела, подлежащих установлению обстоятельств и способов доказывания.

Хотя именно эти вопросы вызывают сложности при рассмотрении дел о контроле за экономической концентрацией», – подчеркнул Александр Тамодлин.

Адвокат, управляющий партнер консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик полагает, что исчислять срок для сделки по передаче активов с даты подписания акта приема-передачи, а не даты подписания договора – правильно.

«Договор определяет права и обязанности сторон, а для целей Закона о защите конкуренции важен момент совершения (исполнения) сделки, когда происходит приобретение соответствующих прав. Ровно такой же подход применяется для определения момента совершения сделок по переходу прав на акции или доли – т.е.

с момента перехода права собственности, до наступления которого необходимо получить согласие ФАС в установленных законом случаях», – пояснил он.

Согласование сделок с ФАС

Содержание

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты часто совершают сделки, которые могут оказать влияние на состояние конкуренции на товарном рынке.

Далеко не каждый предприниматель знает о том, что ряд сделок подлежит согласованию с антимонопольным органом. Поэтому зачастую они совершаются с нарушением действующего законодательства, что приводит к административным разбирательствам и штрафам в размере до 500 тыс. рублей (ст. 19.8. КоАП РФ).

Своевременное согласование сделки с ФАС поможет избежать проблем, сэкономит финансовые и временные ресурсы, которые Вы сможете направить на развитие бизнеса.

Определить, требуется ли согласование конкретной сделки с ФАС и каков порядок такого согласования, сможет антимонопольный юрист.

Услуги юристов антимонопольной практики  КГ ЭТАЛОН:

  • Предоставление устных и письменных консультаций по вопросам получения согласия ФАС на совершение сделок;
  • Правовой анализ планируемой Доверителем сделки на предмет необходимости получения согласия антимонопольного органа на ее совершение или уведомления; подготовка заключения;
  • Подготовка ходатайств в ФАС о даче согласия на совершение сделок;
  • Подготовка уведомления ФАС о совершении сделок;
  • Составление списка лиц, входящих в одну группу по правилам Закона о защите конкуренции;
  • Защита интересов Доверителя по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Читайте также:  Правомерно ли самовольное освещение улицы?

Какие сделки контролирует Федеральная антимонопольная служба:

Федеральный закон «О защите конкуренции» исчерпывающим образом определяет перечень сделок и действий, подлежащих контролю со стороны ФАС (ст. 26.1 – 29). К ним относятся:

  • Сделки по созданию и реорганизации (слияние, присоединение) компаний при определенных условиях.
  • Соглашения между субъектами-конкурентами о совместной деятельности.
  • Сделки с акциями (долями), имуществом (вкладами) коммерческих организаций при определенных условиях.

Отдельные примеры сделок, которые нужно согласовать с ФАС:

  1. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если количество таких акций в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 25, 50 и 75%.

  2. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если количество таких долей в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 1/3, 1/2 и 2/3.

Если установленные значения не превышаются, согласия ФАС на её совершение не требуется.

Пример: лицо имеет 40% голосующих акций и приобретает 20% голосующих акций. В результате сделки получает право распоряжаться 60% голосующих акций. Пороговое значение превышается, значит требуется согласие ФАС. Если бы лицо приобретало 8% процентов голосующих акций, согласие бы не требовалось, поскольку в результате сделки общее количество голосующих акций, которыми владеет лицо, не превысило бы 50%.

Особые правила установлены антимонопольным законодательством в отношении сделок, предметом которых являются акции или доли компании, зарегистрированной на территории иностранного государства.

  1. Сделки, в результате которых лицо получает право определять условия осуществления предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа (доверительное управление, передача полномочий управляющей компании).

В холдинговых структурах и группах компаний для удобства управления осуществляется передача функций генерального директора управляющей организации. Такая сделка подлежит контролю со стороны антимонопольной службы.

Что нужно сделать при совершении такой сделки

Чтобы не нарушить антимонопольное законодательство, в установленные законом  сроки требуется подать в ФАС:

  1. ходатайство о даче согласия антимонопольным органом на совершение сделки
  2. уведомление о совершении сделки.

Когда согласие ФАС не нужно и достаточно уведомления

По общему правилу на совершение сделки требуется согласие антимонопольного органа. Однако при наличии определенных условий достаточно последующего уведомления ФАС.

Так, уведомления антимонопольного органа будет достаточно, если сделка совершается лицами, входящими в одну группу лиц, при условии что перечень участников группы лиц был предоставлен в антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделки.

Стоимость услуг

Чтобы избежать применения к Вам мер административной ответственности, уберечь свой бизнес от обременительных штрафов, за юридической поддержкой рекомендуем обращаться к юристам КГ ЭТАЛОН.

Подготовка  ходатайств в ФАС о даче согласия на совершение сделки

от 30 000 руб.

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте 

В каких случаях требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок в отношении российских активов

Дата редакции : 12.02.2019

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон о защите конкуренции») (в редакции, действующей с 5 января 2016 г.) следующие сделки подлежат предварительному согласованию с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС):

  • 1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) или присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), к иной коммерческой организации (кроме финансовой), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату (далее — «последний баланс»), превышает 7 миллиардов рублей, или — суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния/присоединения, превышает 10 миллиардов рублей;
  • 2) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), и в отношении таких акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права распоряжаться:
  • а) более чем 25%/50%/75% голосующих акций российского АО, либо
  • б) более чем ⅓ / 50% / ⅔ долей участия российского ООО, либо
  • в) основными производственными средствами (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), балансовая стоимость которых превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов данного хозяйствующего субъекта, и при этом:
  • — суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 миллиардов рублей, либо
  • — суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 миллиардов рублей;
  • 3) приобретение лицом (группой лиц) 25%/50%/75% акций российского АО, либо более чем ⅓ / 50% / ⅔ долей участия российского ООО, в случае, если:
  • — суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), и его группы лиц, и лица, акции (доли) которого приобретаются, и его группы лиц превышает 7 миллиардов рублей; или — их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 миллиардов рублей; и
  • — при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) которого
  • приобретаются, и его группы лиц превышает 400 миллионов рублей;
  • 4) приобретение в собственность, либо получение в пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории России основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов, балансовая стоимость которых превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), осуществляющего отчуждение или передачу данного имущества, если при этом соблюдаются финансовые критерии, указанные в п. 3 выше;
  • 5) приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории России хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, если при этом соблюдаются финансовые критерии, указанные в п. 3 выше;
  • 6) приобретение лицом (группой лиц) более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории России, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, если такое лицо осуществляет поставки товаров на территорию России в сумме более 1 миллиарда рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, и при этом соблюдаются финансовые критерии, указанные в п. 3 выше;
  • 7) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 миллиардов рублей или суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 миллиардов рублей.
  • В целях необходимости получения предварительного согласия ФАС перечисленных выше сделок с участием финансовых организаций постановлениями Правительства РФ установлены иные финансовые критерии.
  • ФАС рассматривает ходатайство о предварительном согласии на совершение сделок или действий в течение 30 дней с даты его получения, при необходимости данный срок может быть продлен не более чем на 2 месяца. По результатам рассмотрения ходатайства может быть принято решение:
  • — об удовлетворении ходатайства; или
  • — об удовлетворении ходатайства и о выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) хозяйствующему субъекту, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, и (или) создаваемому лицу предписания, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции; или
  • — об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции.
  • Согласие ФАС на совершение сделок и иных действий действительно в течение одного года.

В случае, если сделка или иное действие совершены с нарушением указанных выше требований о получении предварительного согласия ФАС, такие сделки могут быть признаны недействительными по иску ФАС, а созданные юридические лица — ликвидированы по решению суда.

За непредставление ходатайств, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения или нарушение порядка и сроков подачи ходатайств может быть наложен административный штраф в размере до 20.000 рублей на должностных лиц до 500.

000 рублей на юридических лиц.

Вы также можете задать свой вопрос. Мы обязательно проработаем и ответим на него

Подробнее

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *