Правомерны ли требования взносов в садовом кооперативе?

Закон 217-ФЗ О садоводстве, постоянно изменяется и дополняется новыми нормами. Как платить членские взносы в 2021 году с учетом нововведений, за что садовод должен платить правлению и что будет если не платить членские взносы разберем детально с точки зрения обновленного законодательства.

За что платят членские взносы по закону

Ст. 14 Закона 217- ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» делит взносы садоводов на:

Основное отличие членских взносов от целевых заключается в назначении платежа.

Что входит в целевые взносы в СНТ

Целевые взносы в садоводческом товариществе собирают на покрытие разовых и нерегулярных расходов. Например, если в СНТ нужно поставить общий забор, построить дорогу, провести газ, отремонтировать скважину или подготовить межевание земель общего пользования.

За что платим членские взносы в СНТ

Членские взносы исключительно платятся на:

  • содержание общего имущества (в том числе и благоустройство общих земель)
  • снабжение СНТ электричеством, газом, водой
  • оплату услуг охраны и обеспечения пожарной безопасности
  • вывоз ТКО (твердые коммунальные отходы)
  • проведение аудиторских проверок
  • выплаты з/п по трудовым договорам наемным работникам
  • налоги и сборы СНТ
  • выполнение решений общих собраний.

Никакие иные нужды, кроме вышеперечисленных, членскими взносами покрывать нельзя.

За что платить членам СНТ по новому закону НЕ НАДО

Члены СНТ ранее, до введения в действие 217-ФЗ, при вступлении в садовое товарищество платили разовые вступительные взносы. С принятием нового закона, такие взносы отменены и правление не в праве их назначать.

Как платить членские взносы в СНТ в 2021 году

Каждое садоводство самостоятельно устанавливает, как платить членские взносы. По закону, порядок оплаты должен быть регламентирован и прописан в уставе СНТ, а все расчеты СНТ как юр. лица, должны проходить по безналичному расчету. При этом, в законе прописано, что членские взносы чаще, чем раз в месяц собирать нельзя.

Фактически, в садоводствах как правило, действуют свои регламенты. Членские взносы в виде коммунальных платежей, что платятся согласно тарифам (вывоз мусора, электричество, водоотведение и пр.

) собирают ежемесячно.

Оставшуюся сумму (например, на непредвиденный ремонт имущества общего пользования, на налоги, покос травы общей территории, зарплату сторожам) – собирают одним платежом – раз в год.

Правомерны ли вступительные взносы в СНТ в 2021 году

С 1 января 2019 взимать вступительные взносы в СНТ незаконно. В эту дату вступил в силу новый Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» № 217-ФЗ. По нему предусмотрено только два вида взносов в садоводческом товариществе – членские и целевые.

Почему вступительные взносы отменили

Возможность устанавливать вступительный взнос при приеме в СНТ новых членов была предусмотрена ранее действовавшим законом № 66-ФЗ 1998 года «О садоводческих товариществах».

Этот нормативный акт допускал установление в уставе товарищества различных видов взносов, чем и пользовались во многих СНТ.

Зачастую размер такого вступительного платежа оказывался весьма обременительным для садовода, уже потратившегося на покупку дачи.

С 2019 года старый закон был заменен Федеральным законом № 217-ФЗ, в соответствии с которыми свобода установления обязательных платежей для садоводов была существенно ограничена.

По новому закону допускается взыскание с членов товарищества средств в случаях, напрямую предусмотренных этим нормативным актом (пп. 2 ч. 6 ст. 11 закона № 217-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 нового закона, взносы могут быть следующих видов:

Этими нормами вступительные взносы в СНТ фактически отменили. Взыскивать их стало неправомерно. Поэтому на данный момент при покупке участка и приеме в товарищество вступительные взносы можно не платить.

Если устав СНТ все еще предусматривает

Если в устав СНТ долгое время не вносили изменений, в нем могли сохраниться положения об уплате вступительных взносов. Однако использовать их для сбора денег будет незаконным.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 217-ФЗ все уставы товариществ должны быть приведены в соответствие с новым законом при первом их изменении. До этого момента необходимо действовать в соответствии с законом, а не устаревшими положениями устава.

Требовать вступительный взнос председатель СНТ не вправе даже в том случае, если это допускается по уставу.  

Ранее уплаченное вернуть нельзя

Произошедшие в законодательстве изменения действуют только на будущее время. Ранее уплаченных средств они не касаются. Поэтому на основании нового закона нельзя вернуть деньги, собранные в качестве вступительных взносов до 1 января 2019 года. На это прямо указано в п. 31 статьи 54 Федерального закона № 217-ФЗ.

Те же правила должны были применяться и к задолженности по их оплате. Но к настоящему моменту взыскание долгов за 2018 и более ранние годы уже утратило актуальность в связи с истечением 3-летнего срока исковой давности.

Можно ли назвать вступительный целевым

Вступительный взнос не удастся замаскировать, назвав его целевым. Закон № 217-ФЗ определяет исчерпывающий перечень целей, на которые можно взимать эти средства.

Основанием для их уплаты всегда будет являться решение общего собрания членов СНТ о проведении мероприятий, финансируемых за счет целевого взноса. Они взимаются со всех членов СНТ, а не с одного вступающего. Вступительный взнос имеет совершенно другие цели и уплачивается в силу приема в члены СНТ. Поэтому, если его попытаются взыскать под видом целевого, это можно будет оспорить.

Можно ли оплатить на добровольной основе

Закон ограничивает обязательные платежи, которые могут быть взысканы с садоводов. При этом нет запрета вносить какие-либо средства или передавать имущество на добровольной основе. В случае, если новый член СНТ желает добровольно передать товариществу какую-либо сумму, он сможет это сделать.

В статье приводится обзор общих положений законодательства. Если у вас возникли вопросы, задайте их юристу.

Вс пояснил, когда можно не платить взносы в садовое товарищество

Покупатели участка или индивидуального жилого дома не обязаны сразу оплачивать взносы в ТСН: сам по себе факт приобретения недвижимости не делает их автоматически членами товарищества и пользователями общего имущества, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. 

Он отметил, что право собирать с собственников плату возникает только в случае выполнения товариществами целого ряда прописанных в законах условий, а самовольно требовать деньги они права не имеют.

Суть дела 

До высшей инстанции дошёл спор подмосковного ТСН, которое требовало взыскать деньги с собственницы двух земельных участков на его территории. Примечательно, что ответчица не являлась членом товарищества и, по сути, участками не пользовалась.

Тем не менее истец решил, что раз собственница в течение двух лет не платила взносы за пользование общим имуществом, значит, имел место факт неосновательного обогащения.

Также ТСН настаивало на взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам. 

В обоснование своих претензий заявитель ссылался на решение общего собрания собственников, которым утверждена смета расходов и определён размер ежемесячных взносов за участки без построек и с инфраструктурой. По его мнению, тот факт, что участок ответчицы «голый», не является основанием для освобождения от уплаты.

  • Суд первой инстанции удовлетворил требования частично, а апелляция с его решением согласилась.
  • Суды сослались на нормы действовавшего на тот момент Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»: отсутствие договора между товариществом и ответчиком, а также неиспользование земельных участков не влияет на отношения собственника земельного участка, расположенного на территории товарищества, с этим товариществом и не может служить основанием для освобождения от установленной законом обязанности участвовать в содержании имущества общего пользования.
  • ВС с такой позицией не согласился.
  • Товарищества и закон 
  • Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если они находятся на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома (пункт 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса), напоминает ВС.
  • При этом решение о создании товарищества принимается по соглашению всех собственников домов, указывает высшая инстанция. 
  • «Из приведённых положений законодательства следует, что при создании собственниками нескольких расположенных близко жилых домов товарищества собственников жилья необходимо соблюдение совокупности условий: наличие общей границы, а также нахождение в пределах этой границы сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, предназначенных для обслуживания более чем одного жилого дома.
  • Таким образом, для применения приведённых выше норм необходимо установление объективных обстоятельств в виде единства территории и обслуживающей эту территорию инфраструктуры», — поясняет ВС.
  • Он напоминает, что закон от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит понятия «общая граница земельных участков».
  • Но разъяснения по этому вопросу давал Минстрой в письме от 1 августа 2016 года №24192-0Д/04: под общей границей земельных участков понимается граница прилегающих земельных участков, что должно подтверждаться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
  • ВС также напомнил позицию Конституционного суда РФ по этому вопросу: отсутствие в действующем законодательстве единого специального регулирования, посвященного правовому режиму общего имущества в многоквартирном доме и имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов, обусловлено тем, что обслуживающая индивидуальные жилые дома инфраструктура, в силу своей пространственной обособленности, обладает отличными от общего имущества в многоквартирном доме характеристиками (постановление от 10 ноября 2016 года №23-П). 
  • «Соответственно, закон непосредственно не связывает сам по себе факт приобретения права собственности на индивидуальный жилой дом с возникновением доли в праве собственности на имущество общего пользования.
Читайте также:  Что делать, если обвиняют по статье 158 часть 2?

Основания и порядок приобретения прав на отдельные объекты из числа имущества общего пользования определяются земельным и гражданским законодательством. С учётом принадлежности большинства из соответствующих объектов к недвижимым вещам права на них подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации», — цитирует ВС мнение КС. 

Таким образом, государственная регистрация прав на объекты обслуживающей индивидуальные жилые дома инфраструктуры — инженерные сети и системы, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, дороги и т.д. — завершает юридический состав, влекущий возникновение прав на объект недвижимости, отмечает Верховный суд. 

  1. Закон позволяет ТСН представлять интересы собственников, но в таком случае товарищество представляет в регистрирующий орган соответствующие правоустанавливающие документы, являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. 
  2. При этом, согласно нормам законодательства, в собственности созданного собственниками индивидуальных жилых домов товарищества может находиться не только недвижимое, но и движимое имущество.
  3. «Следовательно, если стороной сделки по созданию или приобретению объектов обслуживающей жилые дома инфраструктуры в интересах домовладельцев выступает товарищество собственников жилья, оно же и указывается в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве собственника имущества общего пользования», — поясняет ВС. 
  4. Решение ВС 

Верховный суд РФ указал на целый ряд ошибок, допущенных при рассмотрении данного спора.

Во-первых, суд не установил, действительно ли смежные земельные участки ответчика расположены в границах территории ведения истца, а также является ли то имущество, бремя по содержанию и обслуживанию которого несло ТСН, имуществом общего пользования товарищества. Также суды не установили наличие элементов инфраструктуры, предназначенных для обслуживания одновременно земельных участков членов ТСН и земельных участков ответчика.

Кроме того, нижестоящие инстанции не определили гражданско-правовое сообщество, создавшее ТСН или поручившее ему управление общим имуществом, не установили рамки территории этого сообщества и не установили объективные обстоятельства, позволяющие отнести определенные земельные участки к этой территории, в том числе не установлены смежность каких-либо границ, наличие зарегистрированных прав на объекты общей инфраструктуры, равно как и сам факт пользования заявителем такими объектами.

При рассмотрении дела ответчик указывала, что коттеджный посёлок «Онтарио» является условным названием, данная совокупность земельных участков и объектов недвижимости не являлась и не является ни населённым пунктом, ни садовым, дачным либо огородническим товариществом, объединённым одной территорией, напоминает ВС.

При этом, по утверждению ответчика, ТСН было создано за пять лет до проведения собрания о выборе способа управления, его членами являлись пять человек, связанные семейными и личными отношениями, которые позднее также между собой провели собрание собственников недвижимости. Данные доводы, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом проверены не были, указал ВС.

  • Суды также не установили ни одного объективного обстоятельства, позволяющего отнести ответчицу как собственника земельных участков к данному ТСН.
  • В отсутствие этих обстоятельств включение ответчика в члены товарищества и возложение обязанности вносить средства на содержание общего имущества не основаны на законе, считает ВС.
  • Кроме того, положения действовавшего на тот момент закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ в данном споре применению не подлежали, поскольку этот закон регулировал отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в то время как стороны подобной деятельностью не занимались.
  • К тому же в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 19 закона от 15 апреля 1998 года №66, которым руководствовался суд, обязанность по уплате целевых взносов лежит только на членах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, а ответчица членом ТСН не является.

ВС счёл, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми. Он отменил и решение, и определение и отправил дело на новое рассмотрение в Люберецкий городской суд Московской области.

Алиса Фокс 

Взносы членов садоводческого некоммерческого товарищества: виды, правила их установления и изменения, взыскание задолженности по членским взносам

Деятельность садоводческих некоммерческих товариществ на данный момент регулируется Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Понятие “взноса” можно найти в статье 3 данного Закона.

Взнос — это денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с законом, на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены законом и уставом товарищества.

В настоящей статье мы поговорим о видах взносов, правилах их установления, ответственности за невнесение взноса в установленный срок и порядке взыскания взносов в судебном порядке.

Виды взносов в СНТ. Порядок установления размера взносов.

Закон разделяет взносы в СНТ на членские и целевые. Подобное разграничение проводится по целевому признаку. То есть законодатель четко определяет на какие виды деятельности предназначен тот или иной взнос. 

Список целей на достижение которых уплачиваются членские взносы исчерпывающий и содержится в вышеназванном законе. Среди них расходы, связанные: 

  • с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество
  • с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями
  • с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями
  • с благоустройством земельных участков общего назначения
  • с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности
  • с проведением аудиторских проверок товарищества
  • с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры
  • с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний
  • с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах
  • Целевые взносы предназначены на расходы, исключительно связанные:
  • с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка
  • с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества
  • с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования
  • с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования
  • с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества

С момента вступления вышеназванного закона в силу, то есть с 01.01.2019 года взносы в СНТ необходимо перечислять исключительно на расчетный счет товарищества.

То есть законодатель исключил возможность оплаты членского и целевого взносов наличными денежными средствами. Сделано это с целью исключения злоупотребления положением со стороны руководства товарищества.

Проанализировав платежные ордера и банковские выписки можно понять, на что были израсходованы денежные средства СНТ.

Обязанность по уплате членских и целевых взносов возникает с момента вступления собственника земельного участка в товарищество. Днем приема в члены товарищества лица, подавшего заявление, является день принятия соответствующего решения общим собранием членов товарищества. При этом членство в товариществе является добровольным.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.

  Размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Периодичность и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества (периодичность не может быть чаще 1 раза в месяц). 

Читайте также:  Раздел имущества после смерти отца, если после смерти прошло больше, чем полгода?

Если собственник земельного участка не вступил в члены товарищества, он все равно обязан вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в таком же порядке, как и взносы.

В устав товарищества можно также включить порядок взимания и размер пеней в случае, если взносы не выплачиваются своевременно и добровольно. В случае, если предметом спора будут выступать в том числе неуплаченные пени, то ссылаться необходимо на положения устава об установлении размера и порядка начисления пеней. 

Пошаговая инструкция “Взыскание членских и целевых взносов в СНТ”

Обратиться в суд по причине их неуплаты можно на основании пункта 2 части 6 статьи 11 частей 2, 3 и 4 статьи 14 ФЗ № 217.

В суд с исковым заявлением должен обращаться председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества от имени организации или представитель по доверенности.

Истцом будет являться некоммерческая организация, так как иск направлен на защиту прав и интересов данного юридического лица.

Для взыскания задолженности по членским и целевым взносам рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте и направьте претензию должнику

  1. В некоторых случаях направление претензии бывает достаточно для того чтобы долг был погашен.

  2. Включите в претензию следующую информацию:
  • данные СНТ, лица, подписавшего претензию
  • данные должника
  • данные об основании возникновения задолженности (положения устава, реквизиты решений общих собраний членов СНТ, устанавливающих размер взносов)
  • сумму задолженности
  • срок погашения задолженности, период просрочки
  • рассчитайте и укажите штрафные санкции за нарушение срока внесения взносов, если такие санкции предусмотрены уставом
  • срок для ответа на претензию (исполнения требований претензии) с указанием о возможных последствий неисполнения обязательств в добровольном порядке (обращение с иском в суд и т.д.)
  • подпись уполномоченного лица, дату (если претензия подписывается представителем по доверенности, то приложите к претензии копию доверенности)

Важным моментом является способ направления претензии. Нередко претензии направляются должнику по электронной почте или вручаются без расписки о получении. Однако в дальнейшем суд может посчитать такой порядок доставки претензии ненадлежащим и возвратить исковое заявление в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. В связи с этим рекомендуем отправлять претензию заказным письмом с описью вложения Почтой России по месту жительства должника, указанному в реестре членов СНТ.

Шаг 2.Подготовьте исковое заявление и подайте в суд

Если после направления претензии задолженность не погашена, то следующим этапом будет обращение с исковым заявлением в суд. 

Обращаться для взыскания взносов необходимо в суд общей юрисдикции по месту жительства должника. Если сумма долга менее 50 000 рублей, то обращаться можно в мировой суд. Если сумма более 50 000 рублей, то исковое заявление подается в районный (городской) суд. 

Исковое заявление может быть подано:

  • через электронную систему подачи документов в суд
  • лично или через представителя в экспедицию суда
  • направление документов Почтой России или иной почтовой/курьерской службой

  • Как составить исковое заявление о взыскании задолженности по уплате взносов?
  • Важно, чтобы исковое заявление было составлено с соблюдением требований ст. 131 ГПК РФ, а именно: 
  • необходимо составить иск в письменной форме
  • важно указать наименование суда, в который направляется иск
  • обязательно следует указать данные истца, ответчика, третьих лиц
  • опишите основания возникновения задолженности и ваши требования
  • укажите цену иска с приложением ее расчета, а также укажите сумму госпошлины
  • необходимо указать дату отправки претензии ответчику
  • можете также заявить ходатайство о наложении обеспечительных мер (арест денежных средств на счет и т.д.) — мер, направленных на обеспечение исполнения решения суда о взыскании денег
  • также следует помнить, что в исковом заявлении указывается перечень прилагаемых документов

В случае, если вышеуказанные требования не будут соблюдены, то суд оставит исковое заявление без движения. Это будет означать приостановление процесса принятия иска к рассмотрению в целях необходимости устранения допущенных недостатков при составлении и подаче иска. После устранения истцом данных недостатков суд примет к производству иск, в противном случае суд вернет иск. 

Важно: Помните, срок исковой давности — 3 года.

  1. Документы для взыскания задолженности по уплате взносов в суде
  2. Приложите к иску о взыскании задолженности по уплате взносов в суд следующие документы:
  • копия решения общего собрания, устанавливающего размер взносов
  • копия устава
  • копия решения о принятии в члены СНТ ответчика, копия его заявления о принятии в члены;
  • копии документов, подтверждающих соблюдение претензионного срока (опись вложения, почтовая квитанция, уведомление о получении или распечатка информации с сайта Почты России)
  • копия свидетельства о регистрации истца в качестве юридического лица
  • копия решения о назначении лица, действующего без доверенности от имени юридического лица — истца
  • выписки из ЕГРЮЛ в отношении истца
  • копия доверенности, если иск подписывает представитель
  • копии почтовой квитанции и описи вложения об отправке иска и документов ответчику
  • копии документов, подтверждающих оплату судебных расходов (при наличии — например, при привлечении юриста для взыскания задолженности)
  • документ об оплате госпошлины за рассмотрение иска в суде

Госпошлина за рассмотрение иска о взыскании задолженности в суде

Процесс взыскания задолженности в суде не бесплатный, для подачи иска необходимо оплатить госпошлину либо заявить ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки уплаты госпошлины в установленном порядке. В противном случае суд вынесет определение об оставлении иска без движения, в котором предложит устранить допущенные нарушения.  

Размер госпошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ и по делам о взыскании задолженности зависит от цены иска. Рассчитайте госпошлину на сайте суда.

Итак, после подачи иска при соблюдении всех установленных законодательством требований суд выносит определение о принятии иска к производству.

Шаг 3.Защитите ваши интересы в суде для взыскания задолженности

Как правило, дело о взыскании задолженности рассматривается за 2-3 судебных заседания, срок рассмотрения дела примерно составляет 2 месяца. 

Шаг 4. Получите решение суда и исполнительный лист

По результату рассмотрения дела выносится решение суда. Решение суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

После вступления решения суда в законную силу истцу выдается исполнительный лист, в котором указана сумма, подлежащая к взысканию. 

Шаг 5.Примите меры для исполнения решения суда

В целях взыскания исполнительный лист (судебный приказ) подается:

  • в банк, в котором открыт счет у должника;
  • службу судебных приставов по месту нахождения должника. 

Подробнее об исполнении решения суда о взыскании задолженности читайте здесь.

Подробнее об услугах по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и ИП в арбитраже читайте здесь. Подробнее об услугах по взысканию долга в судах общей юрисдикции (должники-физические лица и бывшие ИП) читайте здесь.

Взыскание долга в арбитраже и суде общей юрисдикции, защита интересов в арбитражном суде по разным категориям споров, исполнение решений суда: комплексные услуги, работаем без предоплаты, гарантия результата.

Мы также оказываем услуги по комплексному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь.

Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

О правовом статусе и проблематике защиты прав садоводческих и дачных некоммерческих объединений

Понимая как, увы, невелик интерес, все же выставляю заключение диссертационной работы (здесь половину и половину в следующем посте).

Миллионы граждан Российской Федерации являются членами тысяч и тысяч некоммерческих объединений граждан – садоводческих и огороднических товариществ, дачных потребительских кооперативов, других объединений. Большинство из них созданы в период социалистического строя и функционируют по настоящее время.

Как ни странно это прозвучит, но проблематика защиты их прав была избрана темой магистерской диссертации по той причине, что правомочия обсуждаемых объединений именно приходится защищать в суде – вопреки тому статусу, который таким объединениям был придан ранее советским, а затем российским правом.

Сам по себе правовой статус (в силу того, что мы фактически не знаем примеров осуществления такими объединениями предпринимательской деятельности) защищал бы их наилучшим образом, если бы не проблемы в правоприменении, так как он не подразумевает (возможно, за исключением некоторых ситуаций) такой их ответственности как гражданско-правовая, и абсолютно, с нашей точки зрения, не подразумевает правовых оснований для привлечения их к административной ответственности.

Читайте также:  Правомерно ли взыскание налога в данном случае?

Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что судебная и внесудебная практика начиная приблизительно с 2005 года дает нам примеры привлечения обсуждаемых объединений к административной ответственности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, судебными органами.

При советском социалистическом строе проблемы таких объединений проистекали в основном из внутренних правоотношений, а проблем, возникающих «извне», практически не наблюдалось. Начиная с 90-х гг. ХХ в. с усилением после (по нашим наблюдениям) 2005-06 гг.

проблемы, возникающие из правоотношений между такими объединениями и государственными структурами, а в том числе и с органами местного самоуправления, которые не являются по закону органами государственной власти, но служат элементом государственного устройства, стали нарастать буквально «как снежный ком».

При этом следует учесть, что правовой статус таких объединений по сравнению с тем, которым они обладали в советском праве, не должен был претерпеть изменений и согласно российскому праву и законодательству не претерпел – также соответственно и тому, что сами объединения (в советское время существовавшие исключительно в форме садовых товариществ и дачно-строительных кооперативов) не были ликвидированы или реорганизованы в переходный период становления российского права, которое сохранило за ними первоначальные правомочия и дееспособность. 

Одной из задач данного исследования можно назвать изучение законодательства «переходного периода», когда еще действовали уже измененные нормативные акты СССР-РСФСР, и на смену им приходили законодательные акты РФ.

Такое изучение было необходимо для выявления четко прописанных ранее норм (в отличие от аналогичных им, но принятых впоследствии), которые не должны были изменить правовое регулирование обсуждаемых вопросов в сторону ухудшения правового положения, умаления прав обсуждаемых объединений.

Единственное, что изменилось в их статусе с приходом рыночных отношений, это наделение правом осуществлять предпринимательскую деятельность, однако законодатель не углублялся в вопрос, возможна ли для них сама реализация такого права.

По аналогии с правом и законодательством европейских стран и США в российском праве и законодательстве появились понятия коммерческих и, в отличие от них, некоммерческих организаций. Упоминание о том, что садоводческие и другие подобные некоммерческие объединения являются некоммерческими организациями, впервые появилось в 1998 г.

в принятом специальном Законе № 66-ФЗ. При этом в ГК РФ и в соответствии с ГК РФ ни одна из определенных для таких объединений организационно-правовых форм не упоминалась, не считая того, что положения о потребительском кооперативе перешли в ГК РФ из предшествовавшего ему ГК РСФСР, но теперь как о форме некоммерческой организации.

Авторы изученных нами диссертационных исследований подходили к вопросу о правосубъектности некоммерческих организаций и объединений, изначально занимая позицию, что они являются юридическими лицами, и не рассматривая при этом вопрос, должны ли они ими являться и могут ли они юридическими лицами не являться.

Регулирующий внутренние правоотношения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (и отдельные моменты существования таких объединений в публичном правовом поле) Закон № 66-ФЗ, действие которого закончится 1 января 2019 года, сохраняет преемственность правового регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов в ХХ в. до начала становления рыночной экономики в России. Период с 1992 до 1998 года, когда был наконец принят Закон № 66-ФЗ (напомним, что ранее в законодательстве СССР и России такие объединения не только не имели специального закона, но и не упоминались в гражданских кодексах республик, за исключением того, что форма существования дачно-строительного кооператива отвечала положениям ГК РСФСР о кооперативной собственности), а также последующие несколько лет были относительно «спокойными» для таких объединений. Они не являлись стороной иных судебных процессов, кроме тех, которые были инициированы изнутри, а именно – споров между членами объединений, между членами объединений и правлением и т.п.

Начиная примерно с 2005 г. стали наблюдаться контрольно-надзорные вмешательства со стороны органов пожарного надзора, экологического надзора, налоговых и других органов, ранее не имевшие места в отношении садоводческих и дачных некоммерческих объединений.

Что же изменилось именно в указанные годы? Этот переломный момент и его последствия подробно рассмотрены в параграфах 1.2, 1.4, 1.

5, и одной из причин вероятнее всего является исключение из законодательных актов термина «предприятие» с его заменой на другие: сначала – «организация», затем – «юридическое лицо».

Причем термин «организация» так и не обрел дефиниции в законодательстве, и сохраняется правовая неопределенность в понятийном аппарате, при том что НК РФ оперирует исключительно понятием «организация», а КоАП РФ – «юридическое лицо».  

В отсутствие законных оснований для привлечения некоммерческих объединений к ответственности таким косвенным основанием стала их повсеместная государственная регистрация в качестве юридических лиц, осуществлявшаяся согласно принятому в 2001 году Закону № 129-ФЗ, но не в добровольном, а фактически в принудительном порядке.

Соответственно в то же время в судебной практике они появляются в качестве лиц, привлекаемых по делам об административных правонарушениях в порядке введенного в действие КоАП РФ, который устанавливал вину юридических лиц.

Надзорные органы стали полагать их субъектами административных правоотношений, а органы прокуратуры также и субъектами гражданско-правовой ответственности.

Действия и решения указанных ведомств в некоторых случаях принимают критический, даже абсурдный характер: к примеру, один из дачных поселков получил предписание в определенный срок построить на собственные средства наружный противопожарный сухотруб протяженностью 11 километров.

Защита прав некоммерческих объединений и защита их от незаконного возложения обязанностей оказывается проблематичной, когда на другой стороне спора – орган государственной власти, демонстрирующий непонимание их правового статуса и, как следствие, неправильное правоприменение.

В то же время кардинальные изменения в главу 4 ГК РФ о юридических лицах, внесенные Законом от 05.05.

2014 № 99-ФЗ, никак не затронули основополагающую для ГК РФ статью 2 о том, что гражданское законодательство определяет правовое положение именно участников гражданского оборота, тем более, в статью 50 был внесен пункт 6, согласно которому к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства по статье 2, правила Кодекса не применяются.

Однако в силу неправомерного обязания, фактически, понуждения пройти в 2002 г.

государственную регистрацию в качестве юридических лиц, а в 2004 году – «выбрать» вид экономической деятельности, садоводческие и дачные объединения, ранее подлежавшие регистрации в органах юстиции, оказались в одной базе данных ФНС РФ с юридическими лицами – коммерческими организациями, государственными корпорациями и компаниями, унитарными предприятиями, правительственными некоммерческими организациями и НКО, созданными муниципальными советами. Такие действия можно расценивать как непрофессионализм власти или как умысел, а тем более – ошибку, но в результате был нарушен конституционный принцип доверия к установленному правопорядку, который гарантирует гражданам и объединениям граждан уверенность в неизменности своего официально признанного статуса. Защита уже приобретенных прав при внесении изменений в правовое регулирование также является конституционным требованием.

В дальнейшем любая инициатива пересмотреть оформленные в таком порядке правоотношения с налоговыми органами пресекалась с обоснованием, что заявители изначально вступили в эти правоотношения якобы добровольно.

При этом неопределенность в отношении организационной формы крестьянского (фермерского) хозяйства, которая первоначально была также отнесена к юридическим лицам, со временем была устранена. Крестьянское (фермерское) хозяйство по действующему законодательству вправе быть созданным как с образованием, так и без образования юридического лица.

Что касается садоводческих и дачных объединений, абсолютно не имеющих, в отличие от указанных хозяйств, условий для осуществления экономической деятельности с целью извлечения прибыли, то им такое право так и не было предоставлено.

Целью «деятельности» объединения (указано в кавычках, так как законодательство РФ под «деятельностью» подразумевает экономическую деятельность, которую за 70 и более лет своего существования садоводства и дачные кооперативы никогда не могли осуществлять и не осуществляли) согласно статье 1 специального Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такие объединения создавались, как правило, из городских жителей на базе государственных учреждений и предприятий, на средства таких учреждений, предприятий либо их вышестоящих ведомств с целью содействия отдыху граждан. Добровольное участие в дачной либо садоводческой застройке ограничивалось отбором (по решению коллектива и руководства таких учреждений, предприятий) кандидатов в индивидуальные застройщики, впоследствии – кандидатов в члены садоводства, огородничества либо дачно-строительного кооператива. Формулировка «на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач» появилась уже в период становления рыночной экономики, но и она не соответствует ни одному из содержащихся в ОКВЭД видов экономической деятельности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *