Правила поведения при контрольной закупке проверяющих

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую государственные службы проводят без предупреждения. Бизнесмен узнает о ней только когда всё уже произошло. С контрольной закупкой к бизнесмену может прийти налоговая, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждая служба проверяет свою сферу.

Правила поведения при контрольной закупке проверяющихПравила контрольной закупки

В декабре 2018 года появились правила контрольной закупки. Раньше чётких правил не было, поэтому результаты контрольной закупки было сложно оспорить. Теперь бизнесменам будет проще защититься и избежать штрафов.

Кого касается

Проверить могут любую компанию или предпринимателя, который что-то продаёт, оказывает услуги или выполняет работы. Ревизор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать пиццу по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная булочная или интернет-магазин натуральной косметики.

Как проходит контрольная закупка

1. Покупка товара. Инспектор приходит как обычный покупатель. Проверяющий может быть с двумя свидетелями или снимать процесс на видео. Он сам выбирает товар или услугу или просит продавца помочь. Вычислить инспектора практически невозможно.

2. Объявление о контрольной закупке. Как только проверяющий расплатился наличкой или картой, он предъявляет удостоверение и объявляет, что сделал контрольную закупку. Затем инспектор показывает кассиру приказ и отдаёт копию под подпись. Если инспектор что-то купил через интернет или по телефону, он может сказать об этом не сразу, а только на следующий день.

3. Составление акта. Сразу после покупки инспектор составляет акт — на это у него есть максимум три часа.

Если он сделал покупку через интернет, по телефону или отдал товар на экспертизу — не позднее следующего дня. Если инспектор обнаружил нарушения, он должен указать их в акте.

Продавец может отказаться подписывать акт — тогда инспектор указывает это в документе. Копию акта проверяющий отдаёт продавцу.

4. Возврат товара и денег. Если проверяющий купил товар и не нашёл нарушений, он его возвращает, а продавец отдаёт ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги не нужно.

Если ревизор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть. Например, инспектор пришёл в парикмахерскую, расплатился заранее и объявил о контрольной закупке. Стричь его не надо, только вернуть деньги.

Если инспектор расплатился после того, как ему оказали услугу — помыли машину или накормили в кафе — возвращать деньги не нужно.

Что делать при контрольной закупке

Скачать требования к приказу и акту контрольной закупки

Проверьте соблюдение приказа. Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа ревизор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф. Если в документе написано, что проверку делает Иванов, а пришёл Петров, это повод подать возражение.

Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрёл другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 10 февраля, а инспектор пришёл 11 февраля — третий повод.

Инспектор обязан действовать так, как сказано в приказе.

Что должно быть в приказе (п. 8 Правил):

Как выглядит акт проверки

Проверьте правильность составления акта. Нарушение правил оформления акта — повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого госоргана свои типовые акты, но есть общие требования.

Что должно быть в акте (п. 15 Правил):

Берегитесь мошенников. Проверяйте документы и обращайте внимание на поведение проверяющих. Если возникают сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Причины для контрольной закупки

Госорганы не могут прийти с контрольной закупкой потому, что им так захотелось — только если для этого есть причины (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).

Нарушение прав потребителя. Например, на ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую. Или покупатель попросил продавца заменить футболку, которая не подошла по размеру, а тот отказался. Если покупатель пойдет в Роспотребнадзор, его жалобы будет достаточно для проведения контрольной закупки.

Угроза, вред здоровью или жизни. Например, человек попал в больницу с отравлением после того, как съел пирожное в кафе.

Правила поведения при контрольной закупке проверяющихМаркировка в 2019 году: что делать

Нарушение правил маркировки товаров. Например, на бутылке вина нет акцизной марки. Кроме алкоголя, маркировка уже действует на шубы, молочку, мясо и рыбу. В 2019 году обязательную маркировку введут для табака, обуви, шин, духов, одежды и фотоаппаратов.

У предпринимателя уже находили нарушения. Госорганы захотят проверить, исправился ли он. Например, соответствует ли теперь цена товара на ценнике той, что пробивает кассир.

Инспектор может провести контрольную закупку, только если по-другому проверить предпринимателя нельзя. Если представитель госоргана не сможет доказать, что другого способа проверить бизнесмена не было, результаты контрольной закупки признают недействительными. Это правило пригодится бизнесмену, если он решит судиться (п. 3 Правил).

Чем грозит контрольная закупка

Если инспектор нашёл нарушения, к бизнесмену могут прийти с внеплановой выездной проверкой. Если нарушений много, после контрольной закупки против бизнесмена могут возбудить административное дело. Размер штрафа зависит от того, за что бизнесмена будут судить (п. 21 Правил).

Как оспорить результаты

Если бизнесмен не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно отправить возражения в тот орган, который проводил проверку:

  1. Когда инспектор оформит акт, подпишите его с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Совсем не подписывать акт нет смысла — в документе есть строка «пометка об отказе ознакомления с актом проверки». Если бизнесмен откажется подписывать акт, инспектор сделает отметку, что тот отказался прочесть документ.
  2. Подготовьте возражения в двух экземплярах: один для госоргана, второй для себя. Подробно опишите, с чем вы не согласны. Приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.
  3. Отправьте возражения в госорган, который проводил закупку. Сделайте это в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью.
  4. Дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку. Например, если приходили из Роспотребнадзора, то ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его (п. 87 приказа Роспотребнадзора).

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор. Если решили идти в суд, проконсультируйтесь с юристом.

Любой покупатель может внезапно оказаться инспектором госоргана, который проводит контрольную закупку. Поводом для проверки может стать жалоба покупателя.

Нарушение любого пункта приказа о контрольной закупке или правил составления акта — повод оспорить результаты закупки. Проверьте удостоверение инспектора, выполнение приказа и правильность составления акта.

Скачать требования к приказу и акту

Итогом контрольной закупки может стать внеплановая проверка или штраф. Если не согласны, напишите возражения и отправьте их в госорган, который проводил закупку. Если он не согласится с возражениями, идите в вышестоящий орган или суд.

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила

Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это мероприятие, направленное на выявление нарушений со стороны заказчика при работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Предметом его являются любые действия проверяемого — от планирования закупки до исполнения контракта; нарушения, выявленные на любом из этапов, могут повлечь привлечение заказчика к ответственности.

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа генерального прокурора, который регулирует организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок. Принятие этого документа необходимо, т. к.

прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, связанные с неисполнением 44-ФЗ и 223-ФЗ. Продолжают принимать незаконные правовые акты, не соблюдать условия для добросовестной конкуренции, не размещать в ЕИС обязательные сведения.

Много случаев неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен госконтрактов, ненадлежащего выполнения обязательств по контракту и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления.

Контролеры не выполняют полностью функции, которые на них возложены. До сих пор есть факты хищений бюджетных средств, «откатов» и других неправомерных действий уголовно наказуемого характера.

Из-за такой обстановки и чтобы обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок, решили утвердить специальный приказ. В нем генеральный прокурор сделал такие указания:

  1. Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
  2. Обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
  3. Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч. через антикоррупционную экспертизу.
  4. Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
  5. Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
  6. Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши. Подробнее: «Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать».
  7. Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
  8. Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юрлиц и физлиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, казначейства, МВД и ФСБ.
  9. Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
  10. Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
  11. Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
  12. Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
  13. Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
  14. Обеспечить соблюдение прав СМП, в т. ч. в части их СГОЗ и сокращенных сроков оплаты за выполненные обязательства по контракту.
  15. Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
  16. Обращаться в суд с исками и заявлениями, которые направлены на устранение нарушений в закупках и привлечение виновных лиц к ответственности, в т. ч. в рамках расследования уголовных дел.

Основания

Статья 1 Федерального закона о Прокуратуре определяет ее как орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.

Читайте также:  Смогу ли я забрать своего ребенка из роддома?

Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст.

6 того же закона отвечает на вопрос, может ли прокуратура проводить мониторинг, в том числе в сфере закупок, — да, может.

Прокуратура производит собственный контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, источниками информации для нее выступают:

  • единая информационная система — ЕИС;
  • данные федеральных, региональных и местных органов власти;
  • публикации в СМИ и интернете;
  • обращения граждан и юридических лиц;
  • сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
  • отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
  • информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.

Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.

Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.

Проверки бывают:

  • плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
  • внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.

В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:

  • документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
  • выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.

Подготовка

Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости, прежде всего с помощью информационных систем. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям.

Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры №7-16-2019 от 1 января 2019 года. Пункт 3 этого документа перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводя статистику из практики.

Предметом оценки становятся:

  • правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
  • действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
  • контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.

Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:

  • корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
  • обоснованность допусков и недопусков участников;
  • порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
  • правильность и своевременность оформления протоколов;
  • соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.

Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:

  • неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
  • ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
  • нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
  • необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
  • дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
  • заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
  • рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
  • нарушения при утверждении закупочной документации;
  • нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
  • отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
  • незаконное изменение условий контракта;
  • нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
  • оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
  • конфликт интересов между заказчиком и участниками.

Проведение

Прокурорская проверка проводится, если в прокуратуру поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.

Федеральным законом о Прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
  2. Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора готовит и направляет ему необходимые документы. Важно понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам: для прокуратуры является обязательным приказ Генпрокуратуры №450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
  3. Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, назначается новая проверка.
  4. По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
  5. Если нарушения выявлены, проверяемый уведомляется об этом и устраняет их.

Важным элементом процедуры, как прокуратура проводит проверку по жалобе, является срок этого мероприятия:

  • базовый срок составляет 30 дней;
  • если месяца не хватит, проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
  • продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генеральная прокуратура;
  • указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.

Оформление итогов

Как прокурор подытожит проведенную проверку, зависит от того, выявлены ли в действиях проверяемого нарушения. Если нарушений не выявлено, в течение 10 дней после окончания проверки прокурор вынесет акт и направит его проверяемому — это правило установлено ч. 14 ст. 21 закона о Прокуратуре.

Если прокуратура обнаружила нарушения в закупочной сфере, применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23–25.1 того же закона:

  1. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрением которого, в зависимости от состава правонарушения, занимается уполномоченный орган, например УФАС. Законом о Прокуратуре установлено, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ — нет, прокурор вправе возбудить административное производство или требовать его возбуждения, но самостоятельно принять решение о наказании он не вправе.
  2. Протест на противоречащий закону правовой акт. Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, например через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.
  3. Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает правонарушение, которого еще нет.
  4. Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на реализацию требуемых мер, по истечении которого он обязан направить ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.

Правила поведения при контрольной закупке проверяющих

Если не согласны с актом прокурорской проверки или хотите узнать, какие решения прокуратуры не устояли в суде, загляните в базу судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе.

Правила поведения при контрольной закупке проверяющих

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Обжалование итогов

Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, лицо, ей подвергнутое, вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.

Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:

  • наименование адресата;
  • наименование заявителя — проверенного лица;
  • сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
  • обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
  • требования, например отменить принятый прокурором акт.

Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении, передал его в суд и суд в свою очередь вынес решение против проверяемого лица, обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.

Контрольная закупка: проведение, закон, согласование

В кофейне компания из трёх людей выпила по американо. После один подошёл к кассиру и показал удостоверение чиновника налоговой и приказ. Чиновнику не выдали чек за кофе — это он записывает в акт. В кофейне провели контрольную закупку. 

При контрольной закупке бизнес проверяют по методу «тайного покупателя». Проверяющий под видом обычного клиента покупает товар или заказывает услугу. А на самом деле смотрит нарушения. Если нарушение нашли, предпринимателя штрафуют. Такой вид внепланового контроля разрешён статьёй 16.1 Закона «О защите прав юрлиц и ИП».

О контрольной закупке предпринимателя не предупреждают, в отличие от плановой и внеплановой проверки. Кажется, к внезапному приходу проверяющего невозможно подготовиться. Но это не совсем так. Для контрольной закупки есть правила. Если предприниматель знаком с ними, ошибки проверяющего можно отследить. А потом обжаловать штраф в суде. 

Кто и в какой бизнес приходит с контрольной закупкой

Методом контрольной закупки проверяют фирмы и предпринимателей, которые продают товары или оказывает услуги потребителям. В малом бизнесе это магазины, парикмахерские, автомастерские, турагентства, кофейни. Ещё — интернет-магазины одежды, бытовой техники и подобных товаров для личного пользования. 

Контрольные закупки делают разные органы, чтобы найти нарушения закона каждый в свой сфере. К предпринимателям чаще всего приходят Роспотребнадзор — проверяют качества товаров, ценники, договоры на услуги, и налоговая инспекция — следят за выдачей чеков и наличием онлайн-касс. Реже — Росалкогольрегулирование, Россельхознадзор, антимонопольная служба и прокуратура.

С помощью контрольной закупки не проверяют бизнес, который работает для другого бизнеса. Так что, если ваш профиль — маркетинг, разработка программ или грузоперевозки, можете выдохнуть.

Проверки Роспотребнадзора

Как избежать нарушений закона о рекламе

Когда делают контрольную закупку

Контрольную закупку разрешено проводить, только когда на нарушении можно подловить исключительно внезапно, тайно. 

Во всех остальных случаях госорган должен проводить внеплановую проверку. То есть предупредить предпринимателя о своём приходе и предмете проверки, заранее попросить документы. Так сказано в пункте 3 Постановления Правительства № 1398 от 21.11.2018 г.

Как предпринимателю защититься при административной проверке

К примеру, не получится проверить, оформляет ли продавец возвраты обуви, если предупредить хозяина магазина заранее. Этот случай для контрольной закупки. А вот посмотреть типовой договор с клиентом на индивидуальный тур можно в рамках открытой внеплановой проверки. Значит, здесь правомерность закупки можно оспорить.

Одной потребности в неожиданной проверке недостаточно. У госоргана должна быть информация, что данный предприниматель, возможно, нарушает закон. Основания для контрольной закупки прописаны в ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав юрлиц и ИП». В обобщённом виде они такие:

— Бизнес уже проверили некоторое время назад и нашли нарушения. Сейчас контролируют, выполнено ли предписание госоргана об устранении.

Читайте также:  Штраф за неуплату в срок первой части патента

— Предприниматель обратился за лицензией. Например, на крепкий алкоголь в баре или образовательные услуги.

— Госорган получил информацию от прокуратуры, полиции или из СМИ. Теперь есть подозрение, что предприниматель нарушает закон с риском вреда людям, имуществу, природе или памятникам культуры.

— Потребитель пожаловался в Роспотребнадзор о нарушении прав. До этого обращался к предпринимателю, но его требования не удовлетворили или совсем не ответили.

Без основания контрольная закупка незаконна.

Правила контрольной закупки 

Если интуиция подсказала, что вы отбиваете чек не простому покупателю, которого друг снимает на смартфон, или если проверяющий уже раскрылся, постарайтесь отследить ошибки. Ещё лучше — снять закупку на видео.

Подробные правила контрольной закупки написаны в статье 16.1 Закона «О защите прав юрлиц и ИП» и Постановлении Правительства № 1398 от 21.11.2018 г. В сжатом виде они следующие.

У закупки есть основание

Основание написано в приказе о проведении контрольной закупки: жалоба конкретного гражданина, сообщение от райотдела полиции.

Прокуратура в курсе контрольной закупки

В общем случае проверяющий получает разрешение прокуратуры на закупку. Прокуроры следят, чтобы бизнес не проверяли без причин. Но когда внимание к фирме связано с распространением инфекции, правами потребителя, качеством медицинских услуг или продажей лекарств, прокуратуру просто уведомляют. 

У проверяющего есть приказ от руководителя

Руководитель госоргана или его зам выдают приказ о проведении контрольной закупки. Делают это до проверки, а не задним числом.

В приказе пишут кто из специалистов, какое юрлицо, в какую дату и почему проверяет. Точная информация прописана в п. 8 Постановления. 

Провести контрольную закупку может только специалист госоргана, имя которого вписано в приказ. Попросить другого чиновника или смелого знакомого притвориться клиентом проверяющий не может.

Проверяющий раскрылся сразу

Когда специалист нашёл нарушение, он тут же показывает служебное удостоверение с приказом и сообщает о контрольной закупке. Копию приказа вручают предпринимателю. Нарушение записывают в акт. 

Покупку отменяют, товар отдают обратно, проверяющему возвращают деньги из кассы или на карту — тем же способом, как он платил. Исключение — чиновник съел заказанный обед, вскрыл коробку с кремом для лица или товар отправляют на экспертизу по делу об административном правонарушении. Если забирают на экспертизу, делают опись товара.

При дистанционной покупке это правило немного другое. Владельцу интернет-магазина отправляют акт и копию приказа не позднее следующего рабочего дня. Так что такие предприниматели в менее выигрышном положении. Распознать закупку сразу и зафиксировать ошибки проверяющего вряд ли получится.

На закупке были свидетели или велась видеозапись

Чиновник делает покупку в присутствии двух свидетелей или делает видеозапись либо фотосъёмку. Кроме проверки в интернет-магазине.

О нарушении составили акт 

Акт о контрольной закупке составляют в течение трёх часов в обычном магазине и не позднее следующего рабочего дня при дистанционной продаже. 

В акте ставят подписи проверяющий, свидетели и директор юрлица или предприниматель, которого проверили. Полная информация — в пункте 14 Постановления. Один экземпляр акта вручают предпринимателю. К акту прикладывают доказательства, какие есть: чеки, накладные, договоры.

Если нарушений не нашли, дальше проверять нельзя

Контрольная закупка — разовое мероприятие. Если подловить предпринимателя не вышло, назначить внеплановую проверку и снова искать то же самое нарушение чиновник не вправе. Предпринимателю повезло.

Что делать, если есть нарушения в контрольной закупке

Через некоторое время после закупки и акта предпринимателя позовут на рассмотрение дела об административном правонарушении. Пригласят в тот же госорган или придёт повестка из суда — зависит, от того, в чём обвинят. 

На рассмотрении или в суде можно возражать на правомерность и результаты закупки. Есть небольшая вероятность, что чиновники решат не рисковать и не ограничатся предупреждением.

Дальше — обжаловать постановление о штрафе в арбитражном суде. Но на этот этап рекомендуем позвать юриста.

Вдохновляющий кейс

Россельхознадзор сделал в магазине контрольную закупку бифштекса, который там же и готовили. 

В бифштексе нашли бактерии. Составили акт, собрали материалы и отправили в арбитражный суд. Магазин оштрафовали на 300 000 ₽.

Владельцы магазина обжаловали штраф в апелляционный суд — им отказали, затем в кассацию — и получилось, штраф отменили! В контрольной закупке было серьёзное нарушение. 

В городе действовала госпрограмма по выявлению некачественных товаров. Власти города наняли отдельное юрлицо, чтобы его работники за плату находили в магазинах несвежие продукты, некачественную одежду. Покупку бифштекса сделал не чиновник Россельхознадзора, а работник юрлица. 

По закону контрольную закупку делает только специалист госоргана, а не кто угодно, пусть даже по договору с местным правительством. Иначе предприниматели не защищены от злоупотреблений — дело № А53-28309/2018.

Статья актуальна на 02.02.2021

Контрольная закупка в аптеке: чек-лист для прохождения проверки

Контрольная закупка — относительно новый вид проверок: Росздравнадзор получил на них право в 2019 году. С тех пор она неизменно вызывает сложности у фармспециалистов. Всё дело в ее внезапности — ведь этот вид проверок относится к типу внеплановых. Чем контрольная закупка отличается от других видов проверок и как к ней подготовиться — разберемся вместе. 

Что проверяют?

Контрольная закупка — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям 

ч. 1 ст. 16.1, Федеральный закон №294-ФЗ. 

При проведении контрольной закупки инспектор приходит в аптечную организацию, запрашивает необходимую информацию, приобретает товар аптечного ассортимента — в общем, ведет себя как обычный посетитель. С одним отличием: цель инспектора — выявить и зафиксировать нарушения. 

  • Что же проверяет этот внезапный посетитель? Соблюдение четырех ключевых требований:
  • В чем отличия контрольной закупки?
  • Контрольная закупка отличается от других видов проверок. Чем именно — рассмотрим в сравнительной таблице:
Плановые проверки Внеплановые проверки Контрольная закупка
Основание
  1. Ежегодный план по истечении трех лет:
  2. — с государственной регистрации
  3. — окончания плановой проверки
  4. — начала деятельности в соответствии с уведомлением
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения;
2) представление по результатам мероприятий без взаимодействия с проверяемой организацией, проверки поступивших обращений и заявлений граждан о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинении вреда жизни, здоровью граждан; нарушении требований к маркировке товаров.
3) приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки (ч. 2 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ).
Периодичность Не чаще, чем 1 раз в 3 года (исключение – сферы образования, здравоохранения, социальная). Для организаций, осуществляющих розничную торговлю ЛС и изготовление ЛС при осуществлении лицензионного контроля — не чаще 1 раза​​​​​​​ в год; для организаций, осуществляющих оптовую торговлю ЛС  — не чаще 1 раза в 2 года. Не установлена
Свидетели Проводится в присутствии 2 случайных свидетелей либо с применением видеозаписи или иных установленных способов фиксации (за исключением дистанционной контрольной закупки)
Взаимодействие с органами прокуратуры Проект годового плана представляется в прокуратуру, которая составляет сводный план всех плановых проверок По согласованию с органами прокуратуры По согласованию с органами прокуратуры, но в сфере обращения ЛС и медицинских изделий может быть проведена незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1, ст. 16.1, Федеральный закон №294-ФЗ).
Взаимодействие с проверяемыми организациями В ежегодном плане проведения проверок указывается дата, цель, основание проверки Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа Осуществляется без предварительного уведомления
Продолжительность 20 рабочих дней с возможным продлением не более, чем на 20 рабочих дней.  Не установлена

Важно, что проведение контрольной закупки разрешено только в случаях, когда иначе оценить соблюдение обязательных требований невозможно. В других случаях принимается решение о проведении внеплановой проверки (п.

3 постановления Правительства РФ от 21.11.2018 №1398).

Например, нарушение отпуска рецептурного лекарственного препарата может быть установлено в ходе контрольной закупки, в то время как ненадлежащие условия хранения препарата можно оценить только в ходе внеплановой проверки. 

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка — это быстрая внеплановая проверка, которую госорганы проводят без предупреждения проверяемых. Ее организуют, чтобы дать оценку соблюдению субъектом хозяйствования требований и правил торговли.

Закон обосновывает подобные мероприятия необходимостью не допустить вреда здоровью людей и животных, а также другими полезными целями.

У проверяющих, которые пришли с контрольной закупкой, первым делом нужно потребовать документы — это могут быть мошенники.

Любому юридическому лицу стоит ознакомиться с порядком проведения КЗ, а если какие-то люди вдруг к вам пришли и забрали весь товар — обращайтесь к юристам.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 214 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

К кому могут прийти с контрольной закупкой и почему

Закон — один для всех, поэтому проверить могут каждого ИП и каждую компанию, каким бы видом деятельности они ни занимались. Но скорее всего придут к тем, кому уже высылались предупреждения. Среди других причин:

  • невыполнение предписаний, назначенных органами госконтроля после предыдущей проверки;
  • появление заявлений от юридических и физических лиц о нарушениях правил торговли (или других действий);
  • нарушение прав потребителей, которое при обращении граждан было оставлено без внимания;
  • решение руководителя проверяющего органа, принятое по указанию президента;
  • другие случаи, упомянутые в статье 16.1 № 294-ФЗ.

Заявления лиц, не указавших данных о себе (анонимки) и фактов нарушений, не могут служить основанием для внеплановых проверок.

Если уже начали проверять, и после этого стало известно, что заявление было анонимным, то руководитель дает распоряжение прекратить такую проверку.

Что же касается контрольной закупки, то она проходит быстро, а результаты сообщаются в прокуратуру и сразу же там рассматриваются.

Такую закупку могут провести и у организации, оказывающей, например, туристические, рекламные или другие услуги.

В таких случаях контролеры могут представиться клиентом и попросить оказать услугу или разместить рекламу.

Проведение КЗ могут провести любые надзорные органы (Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование и другие). Правила организации подобных мероприятий содержатся в постановлении Правительства № 1398.

Как госорганы проводят контрольную закупку

КЗ применяют, если оценку исполнения требований законности и соответствия правовым документам при продаже товаров и предоставлении услуг можно провести исключительно с помощью контрольной закупки. В других случаях начинается внеплановая проверка.

Продажа, например, несвежих овощей приведет к отправлению покупателей, и здесь внеплановая проверка не поможет. А вот КЗ — самое то, можно на месте выявить опасность для здоровья.

Решение о контрольной закупке.

Должностное лицо обращается с представлением о проведении КЗ к руководителю, предъявляя основания для такого мероприятия.

Если руководитель считает, что все справедливо, и контрольная закупка нужна, то процесс запускается.

Закупка и объявление о ней. Далее происходит ужасное: проверяющие являются на место продажи и покупают товар как обычные покупатели. Обнаружив нарушения, они представляются, предъявляют документы и распоряжение о проведении проверки.

Составление акта. Следующим этапом будет составление акта, который должны подписать проверяющий, два свидетеля и представитель продавца.

Если последний отказывается подписывать документ, этот заносится в акт. Обычно проверяющий сам находит свидетелей из числа покупателей или сразу приходит ними.

А если без них — то с видеокамерой, на которую снимает весь процесс.

Извещение продавца. Если при КЗ обнаружены нарушения, об этом проверяющие немедленно извещают представителя организации.

Если это наемный работник, он оповещает своего руководителя о том, что произошло.

Возврат денег. Если нарушений не выявлено, инспектор возвращает товар и получает обратно деньги. Он должен получить их так же, как заплатил: наличными или картой. Проверяющий объявляет, что КЗ имела место и уходит. Но если ревизору оказали услугу, и он заплатил за нее, требовать обратно деньги он не имеет права.

Читайте также:  Что делать при разногласиях между наследниками с разными долями при продаже имущества?

Как вести себя при контрольной закупке

Если к вам пришла такая «скоропостижная» проверка, постарайтесь сохранять спокойствие. Второй совет: потребуйте приказ, на основании которого проводится проверка, и изучите его. Любая погрешность в приказе даст возможность оспорить его законность. Не забудьте взять у ревизора копию приказа.

Проверьте все до мелочей. Например, если в приказе написано, что проводить КЗ должен Орлов И.И, а пришел Козлов А.А., данный факт говорит о незаконности проверки.

Несоответствие в датах, месте, наименовании и количестве проверяемого товара — все это делает контрольную закупку недействительной.

А приказе должно быть указано:

  • где проводится КЗ (город, адрес);
  • когда это происходит (дата и время проверки);
  • кто проводит (фамилию, имя, отчество и должность ревизора);
  • кто проводит (наименование госоргана надзора);
  • кого проверяют (информация о ИП или компании: ФИО, название, ИНН);
  • что проверяют (продажу какой продукции, оказание какой услуги);
  • на основании чего проводят КЗ;
  • способ покупки и оплаты при проверке;
  • наличие фото- или видеосъемки;
  • согласовано ли мероприятие с прокуратурой.

Если нарушения выявлены, ознакомьтесь с актом проверки. Он должен быть составлен в течение трех часов после нее. Не забудьте о необходимости присутствия свидетелей.

После составления акта внимательно ознакомьтесь с ним. Каждый надзорный орган использует свои типовые акты, но в них должны быть примерно одинаковые сведения:

  1. Когда и где составлен акт (дата, место).
  2. Кто проводит проверку (наименование госоргана).
  3. На основании чего составлен акт (дата и № приказа).
  4. Кто именно провел проверку, данные о ревизоре (ФИО, должность).
  5. Кого проверяли (наименование юрлица).
  6. Место проведения закупки (если интернет-магазин, то название сайта и № телефона).
  7. Что именно он купил (товар, услугу) и каким образом.
  8. Какие обнаружены нарушения (если были).
  9. ФИО свидетелей.
  10. Велась ли видеозапись (или фото-).
  11. Подписи инспектора, продавца и свидетелей.

Помните о том, что в ваших руках продукция, которая имеет свою цену, и ею могут захотеть воспользоваться мошенники.

Поэтому еще до продажи товара и исполнения услуг лучше всего ознакомиться с правилами контрольной проверки и документами для ее оформления. А самое главное — старайтесь всегда соблюдать закон.

  • Источники:
  • О контрольной закупке
  • О правилах контрольной закупки
  • Об организации и проведении внеплановой проверки

Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил | Rusbase

Представьте, вы сидите в офисе и тут распахивается дверь — к вам пришли с проверкой. Сотрудники нервничают, работа стоит, проверяющие роются в бумагах и раздают указания. А вам тревожно, ведь по итогам могут оштрафовать, закрыть бизнес или даже возбудить уголовное дело.

Владимир Савченко, сооснователь юридического сервиса Raketa.one, не раз сопровождал предпринимателей во время проверок. Он рассказал, как перестать бояться налоговой, Роспотребнадзора, СЭС, трудовой инспекции и прокуратуры.

Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил Ирина Печёрская

Правило №1. Перекрыть путь к офису

Проверяющие не застанут вас врасплох, если им придется преодолевать препятствия, чтобы встретиться с вами и начать проверку:

  1. Организуйте проходную и наймите вахтера. Чтобы попасть в офис, инспекторы будут должны предъявить документы и записаться в журнале учета посетителей. Если поставить при входе стойку охраны с турникетом нет возможности, установите хотя бы домофон.
  2. Не давайте инспекторам бродить по всему офису. Проводите их сразу в комнату для переговоров. Если такой комнаты нет, то в кабинет главного бухгалтера или генерального директора. В идеале к моменту появления проверки на вашей территории сотрудники должны сидеть по кабинетам с закрытыми дверями.
  3. Снимайте процесс проверки на видео. Только сначала предупредите проверяющих о видеосъемке. Вряд ли они рискнут нарушить закон «на камеру», и проверка пройдет строго по процедуре. Хорошо, если в офисе установлены камеры видеонаблюдения с записью звука, но снимать можно и на смартфон. 

Эти барьеры не только исключают неожиданное появление проверки прямо у вас в офисе, но и вынуждают проверяющих точно соблюдать ваши права по закону.

Правило №2. Узнать причину проверки

От причины зависит, что могут делать проверяющие, а что — нет.

Проверки регулируются федеральным законом N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и отраслевыми нормативными актами. Например, правила проведения налоговой проверки прописаны в ст.89 НК РФ. Сверяйте действия проверяющих с положениями законов, чтобы защитить свои права.

Плановые проверки

Государственные органы планируют проверки на год вперед. Узнать, придут ли к вам проверяющие в этом году, можно на сайте Генеральной прокуратуры, где публикуется сводный план.

Малый и средний бизнес в 2021 году не будут проверять планово — из-за пандемии до 31 декабря действует мораторий на проверки. Возможно его продлят и на 2022 год. Но имейте в виду на будущее:

  • за три дня до начала проверки вы должны получить от контролирующего органа письмо с копией приказа или распоряжения о ее проведении — по почте или на электронный адрес;
  • обычно проверки проводят один раз в три года. Бизнес, который связан с образованием, здравоохранением, социальной сферой, энергетикой, драгоценными металлами и камнями, проверяют чаще. Например, в частный детский сад проверяющие из СЭС будут ходить ежегодно.

Если инспекторы пришли без предупреждения или раньше срока, вы можете отказаться от проверки.

Внеплановые проверки в случае административного нарушения

Обычные внеплановые проверки проводят, когда нужно выдать лицензию или убедиться, что вы исправили нарушения, которые были обнаружены в прошлый раз. О такой проверке предупреждают за 24 часа: отправляют уведомление на электронную почту компании или звонят по телефону.

Но, если здоровью и жизни людей грозит опасность, нагрянет внезапная проверка — инспекторы придут без предупреждения. Самый частый повод для внезапной проверки — жалоба недовольного потребителя, сотрудника, конкурента. Допустим, вы задержали зарплату, и работник написал заявление в трудовую инспекцию. Или продали несвежую рыбу, и человек попал в больницу — к вам придут из Роспотребнадзора. 

Попросите проверяющих показать вам документ, который послужил причиной проверки: жалобу, заявление, публикацию в СМИ. Если ее нет или она была отправлена анонимно, внеплановую проверку проводить нельзя.

Внеплановые проверки в рамках возбуждения уголовного дела

У правоохранительных органов для проверок есть свои законы: уголовно-процессуальный кодекс, федеральные законы N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и N 3-ФЗ «О полиции».

Проводятся по фактам, указанным в заявлении потерпевшего. Во время доследственной проверки сотрудники полиции могут осмотреть помещения, поговорить с персоналом на добровольной основе, посмотреть нужные документы. В результате проведения проверки правоохранители решат, возбуждать уголовное дело или для этого нет оснований.

  • Проверки при расследовании уголовных дел

Если уголовное дело уже возбуждено, у вас могут провести обыск, изъять документы и технику, провести допрос сотрудников.

Правило №3. Проверить проверяющих

Внимательно просмотрите документы проверяющих: удостоверения, распоряжение о проведении проверки и проверочный лист со списком контрольных вопросов к предпринимателю.

На обыск или изъятие документов фирмы в рамках проверки по возбужденному уголовному делу нужны соответствующие постановления.

Если у инспекторов документы не в порядке, вы можете сказать, что проверка незаконна, и попросить вернуться с правильными документами.

На что обращать внимание:

  • на личные данные проверяющих. Если в распоряжении указан один человек, а удостоверение вам показывает другой, вы можете отказать в проведении проверки;
  • на тип проверки. При доследственной проверке сотрудникам можно визуально осмотреть помещение, но нельзя открывать ящики столов и заглядывать в шкафы. Это уже обыск — его можно проводить только в ходе расследования уголовного дела;
  • на предмет проверки. Проверяющие могут запросить только те документы, которые относятся к предмету проверки. Допустим, в ваше кафе пришли из СЭС, чтобы проверить, как вы устранили нарушения по медкнижкам. Если инспекторы заодно решили узнать, заключили ли вы договоры на проведение дезинфекции — это против правил;
  • на список документов, которые требуют предъявить проверяющие. Не выдавайте ничего сверх списка. Если проверяющим нужно что-то еще, пусть составят письменный запрос и укажут причину.

Хорошо, если у вас в контактах есть юрист, которого можно быстро подключить к проверке. Он проверит документы, проследит, чтобы проверка была проведена правильно, и поможет отстоять ваши интересы.

Правило №4. Научить сотрудников использовать тактику глухой защиты

Это легче легкого: ничего не говорить, никаких бумаг не выдавать, протоколы не подписывать. Отказ можно обосновать простой фразой: «Я не могу дать вам эту информацию/документ без разрешения директора. Пожалуйста, со всеми вопросами обращайтесь к нему».

По закону рядовые сотрудники не несут ответственности за отказ в предоставление документов или объяснений, если дело не касается возбужденного уголовного дела. При административном правонарушении объяснение обязан дать тот, кто его совершил: например, продавец, который продал алкоголь несовершеннолетнему. Требовать объяснений с другого продавца инспекторы не могут.

Регулярно проводите подготовку персонала к проверке, и тогда сотрудники не растеряются при виде проверяющих:

  • расскажите, кто может проверять вашу фирму и какие полномочия есть у проверяющих;
  • запретите обсуждать рабочие вопросы в присутствии проверяющих;
  • научите вежливо отказывать проверяющим в общении и выдаче документов.

Внесите правила поведения во время проверки в должностные инструкции сотрудников.

Правило №5. Фиксировать нарушения

Вы можете оспорить результаты проверки, если докажете, что инспекторы ошиблись или превысили свои полномочия. Фиксируйте проверку на камеру и записывайте все нарушения: фамилии проверяющих в удостоверении и приказе не совпадают, у вас изъяли документы без описи, проверили что-то лишнее, пришли не в тот день.

Не торопитесь предъявлять проверяющим доказательства нарушений — промолчите, и тогда у вас будут основания для подачи жалобы в прокуратуру или оспаривания действий инспекторов в суде. Результаты проверки и штрафы отменят, а если назначат повторную — вы успеете исправить все недочеты и избежите наказания.

Ни в коем случае не идите у инспектора на поводу, если он требует денег, чтобы скрыть реальные ошибки, или угрожает вписать недочеты, которых нет на самом деле. Сразу напишите заявление в полицию, прокуратуру или следственный комитет.

Шпаргалка для предпринимателя, к которому пришла проверка

  1. Попросите инспекторов показать удостоверения и документы на проведение проверки, перепишите данные.
  2. Уточните повод для проверки и просмотрите законодательные акты, которыми руководствуются инспекторы.

      

  3. Вызовите юриста, который проконтролирует действия проверяющих.
  4. Ограничьте передвижения проверяющих по офису. Сразу проводите их в комнату, где они будут встречаться с сотрудниками и проверять документы фирмы.

  5. Узнайте, что именно будут проверять инспекторы и какие документы им нужны.
  6. Проинструктируйте сотрудников, чтобы они не отвечали на вопросы проверяющих, не выдавали и не подписывали никаких документов.

  7. Записывайте на видео процесс проверки и отмечайте все нарушения.

Фото на обложке: Andrei_R/shutterstock.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *